Работа ресторанным критиком. А что раздражает? Кто такой ресторанный критик

Зарабатывать можно, но не сразу. Это длинный путь. Самый яркий пример из известных российских ресторанных критиков, которые сделали себя сами – это Критик Борис . В середине 2000-х годов он начинал как обычный посетитель – за собственные деньги посещал заведения и писал отзывы по своим ощущениям. Сейчас он ведёт передачу на Business FM «Инкогнито, или Кухня без прикрас с господином Б», ездит по стране, его очень активно спонсируют – это видно по паблику. Но у Критика Бориса очень длинный путь. И на этом пути можно заниматься критикой в качестве хобби, развлечения: собирать, коллекционировать свои отзывы, сравнивать с отзывами других людей, понимать, попадаешь ты в тренд или нет.

Чем профессионалы отличаются от дилетантов?

Что такое ресторанная критика? Это оценка либо только еды, либо всего заведения в комплексе. В основном у дилетанта складывается общее впечатление, а профессионал сегментирует: оценивает еду, качество её приготовления и подачи, дизайн блюда, обслуживание, интерьер, даже чистоту туалетов и тому подобное. Опыт в этом деле должен быть огромным. Стать ресторанным критиком за неделю – это нереальная история. Надо потратить много времени, обойти не только местные рестораны, но и побывать в других странах, знать, где и как правильно готовят каждое блюдо, где и как его правильно подают. Как делают паэлью в Испании и в России – это важная история. Кроме того, профессионал не будет уведомлять заведение о своём присутствии, ему важно знать истинное положение дел. А непрофессионалы, как правило, кичатся этим: «Я сейчас напишу о вас отзыв, поэтому будьте любезны сделать всё на высшем уровне». Действуют по схеме гоголевского ревизора.

Учебных заведений для ресторанных критиков нет. Где же этому можно научиться?

Нужны банальные знания об организации рабочего процесса. Если ты занимаешься общепитом, то тебе надо почитать книги хотя бы по маркетингу общественного питания. Нужно знать, как это делается, чтобы понимать, правильную оценку ты даёшь или нет. Другое дело – можешь ли ты отделять личные вкусовые предпочтения от правильности приготовления этого блюда. Классический примеритальянское ризотто. Понятно, что его готовят по-разному, но оценить это блюдо, не побывав в Италии и не сравнив с российским ризотто, сложно. Учиться нужно на своих ошибках, на опыте, кругозоре, путешествиях. Это специфическая профессия, этому никто и никогда не научит.

Помогают ли в самообразовании книги или фильмы?

Есть шикарная книга «Чеснок и сапфиры» Рут Рейчел, я рекомендую её к прочтению всем, кто хочет стать критиком или уже им является. Она написана весело и смешно, при этом показывает настоящую жизнь ресторанного критика.

Есть классный нью-йоркский ресторатор Дэнни Мейер, и его книга «Высокая кухня. История головокружительного успеха» тоже обязательна к прочтению.

Про кино сложнее. Есть смысл смотреть французские фильмы про поваров. Тот же самый мультфильм «Рататуй»! Стоит посмотреть «Шеф-повара на колёсах», хотя для России это некая утопия. Если ты знаешь кухню изнутри, то смотреть такие фильмы интересно и любопытно, и тем более сравнивать, как там всё устроено «у них». У нас в России серьёзного фильма об общественном питании нет, и скорее всего, не будет. Особенно бессмысленно смотреть сериалы, например, ту же «Кухню».

Кому не подойдет работа ресторанного критика?

Нужен природный вкус и природное обоняние. Я очень сильно сомневаюсь, что критик, который курит или употребляет много алкоголя, сможет по достоинству оценить качество блюда или вина. Кроме того, эта профессия не подойдёт человеку, который хочет быть на виду – это некая «мышиная работа». Не подойдёт она и человеку, который готов идти на компромиссы и хочет всем угодить, если он, например, знает владельца заведения. Не справится с ней и человек с узким кругозором, не владеющий глубокими кулинарными познаниями, который не может отличить сугудай от строганины из осетра или хариуса. При этом не обязательно уметь готовить самому, важно знать, как это делается правильно.

Как проходит «рабочий день» ресторанного критика?

Надо постоянно посещать новые, только что открывшиеся заведения. Успеваешь не везде, поэтому стоит выбирать самые громкие, стараться питаться вне дома как можно чаще. Естественно, нужно заказывать что-то интересное. Заказывать всё время «Цезарь» или борщ и писать об этом отзыв – это смешно! Конечно, рабочий день не нормированный. Начинается он рано утром, а заканчивается поздно вечером. За день накопленную информацию необходимо зафиксировать, записать, а процесс это долгий.

Что вам нравится в профессии больше всего?

Когда ты владеешь большей информацией и знаниями, находишься над ситуацией, тебе всё это интересно. Критик подходит к заведению с точки зрения оценки, и владение этой информацией доставляет некое удовольствие.

А что раздражает?

Очень часто разочаровываешься и остаёшься недоволен. Иногда это чувство сложно погасить, когда ты просто отдыхаешь с друзьями, но замечаешь недоработки и ошибки, которые заставляют нервничать. Поэтому ресторанные критики любят отдыхать не в ресторанах, не в заведениях общественного питания, а где-нибудь на природе, где ничто не может испортить времяпрепровождение.

Ресторанному критику приходится много есть. Не вызывает ли это проблем со здоровьем?

Проблемы могут возникнуть, если переедать, но даже в этом случае есть множество средств, например, креон, который улучшают пищеварение. В моей практике был случай, когда за один день нужно было объехать 11 точек и в каждой поесть, попить и вынести свою оценку. Это сложно, но есть решение: спортзалы, бассейн, зарядка и гречка с овощами.

Ресторанный критик – относительно новая и перспективная профессия. Список обязанностей таких специалистов необычен. Они посещают рестораны и кафе, чтобы прочувствовать атмосферу, проверить сервис, попробовать кухню и дать честную рецензию. Впечатления публикуются в журналах, газетах, путеводителях, сайтах и блогах, давая возможность читателям понять, стоит ли заведение внимания. Ресторанные критики должны отлично разбираться в кулинарном искусстве, быть внимательными к деталям, знать все об индустрии питания и уметь излагать мысли в письменном виде. Это помогает составить правдивый и беспристрастный отзыв о приготовлении блюд, ингредиентах и сервисе в ресторане.

Профессия считается высококонкурентой, особенно в Европе, и требует качественного образования, большого опыта и уверенности в собственных силах, что позволит заявить о себе и найти «место под солнцем». Но давайте узнаем подробнее, как стать ресторанным критиком?

Получите кулинарное образование

Бытует мнение, что для работы ресторанным критиком требуется только образование журналиста, однако такая подготовка не позволит стать профессионалом. Как оценить всю вкусовую гамму блюда без развитого вкуса и обоняния? Как понять, правильно ли соблюдена рецептура? Как оценить шедевр, не представляя, каким он должен быть на вкус? А как описать все впечатления в честном отзыве, не умея излагать мысли на бумаге? Профессия ресторанного критика требует высокой образованности, как в кулинарном искусстве, так и журналистике. Более того, ему стоит узнать как можно больше подробностей о стандартах работы в индустрии питания. Как должны работать официанты, какие нормы обслуживания приняты в заведениях разного типа и т.д. Ресторанный критик – это «тройной агент» со способностями к объективной критической оценке.

«Я считаю, что для работы важна честность, постоянная работа над собой и практика, понимание, что не стоит критиковать блюда, которые вам незнакомы, пригодится любознательность и любовь к чтению книг», – говорит известный ресторанный критик Себастьен Рипари из Франции.

Узконаправленных программ подготовки таких профессионалов не существует. Если вы хотите стать ресторанным критиком, пройдите обучение в кулинарных школах в Европе. Отлично подойдут программы следующих учебных заведений:

Обучение поварскому искусству и ресторанному делу сделает вас конкурентоспособным. Вы научитесь готовить самые разные блюда, узнаете о стандартах работы в индустрии, научитесь правильно оценивать не только кухню, но и обслуживающий персонал, интерьер, сервис, винную карту и атмосферу. За время обучения в Европе вы побываете в роли повара и официанта, сомелье и управляющего, лучше поняв ресторанный бизнес. Читатели будут доверять вашему мнению, т.к. вы не теоретик, высказывающий любительскую точку зрения, а практик, прекрасно разбирающийся в деле. Конечно, вам не обязательно становиться отменным поваром, но преуспевающий критик Джо Варвик считает, что «главное много пробовать и знать лучшие версии блюд, понимать технику и сложность приготовления».

Программы обучения варьируются в зависимости от школы, но их можно разделить на несколько категорий:

При выборе учебного заведения и курса у многих возникает масса вопросов. Не бойтесь обратиться за помощью. Эксперты STUDIES&CAREERS подберут оптимальную школу и программу, а также помогут оформить документы для поступления и получения визы.

Не ограничивайтесь кулинарным образованием. Пройдите обучение на журналиста. Если самообразование – не ваш метод, поступите на полноценные программы Бакалавриата или краткосрочные курсы.

Образование ресторанного критика продолжается на протяжении всей жизни. Он должен постоянно следить за тенденциями ресторанной индустрии, развиваться в писательском деле и улавливать новые веяния в кулинарии.

Получите опыт работы в ресторанной индустрии

Образование повысит конкурентоспособность, а опыт работы сделает из вас профессионала с большой буквы. Во время учебы в кулинарных школах в Европе, скорее всего, вы пройдете стажировку в местных ресторанах. Но стоит ли останавливаться на достигнутом? Получите еще больше практического опыта – устройтесь в заведение индустрии питания хотя бы на несколько месяцев. Обращайте внимание на работу всех членов команды ресторана: шеф-повара, администратора, управляющего, бартендера, официантов, уборщиков и тд. Наблюдайте за гостями, следите за их реакцией на определенные блюда и отмечайте предпочтения в обслуживании.

Читайте книги и заметки успешных ресторанных критиков

Перенимайте опыт лучших из лучших. Читайте рецензии на рестораны и изучайте книги ведущих критиков, которые добились успеха и стали уважаемыми. Обратите внимание на работы Мэри Фишер, Себастьена Рипари, Эббота Либлинга, Элизабет Дэвид, Джо Варвика, Робера Куртина и других. Читая, подмечайте детали, следите за тем, как они описывают впечатления и вкусовые ощущения.

Начинайте писать отзывы

Ресторанный критик Себастьен Рипари отмечает важность практики. Чем больше рецензий и заметок вы напишите, тем профессиональнее станете. Готовьте материалы для журналов и газет, сайтов и собственного блога, подойдут даже странички в социальных сетях. Практика в писательском деле поможет развить собственный стиль, а хорошее портфолио – заключить контракты с издательствами.

Помните!

  • Работа ресторанного критика похожа на сказку, но она полна нюансов. Вам придется откинуть собственные пристрастия к еде, посещая не только рестораны высокой кухни, но и ирландские пабы, китайские кафе и обычные «забегаловки».
  • Работая ресторанным критиком много лет, вы поневоле познакомитесь с шеф-поварами разных заведений питания. Сохраняйте нейтралитет, ваша дружба не должна сказаться на рецензиях. Если ваш знакомый шеф плохо готовит тартар из говядины, вы не имеете право молчать и приукрашать действительность. Объективность – залог успеха ресторанного критика.
  • Анонимность – обязательное условие для беспристрастного отзыва. Посещая ресторан для рецензии убедитесь, что вас никто не знает. Если официант или повар распознал в вас критика, то вы ощутите повышенное внимание со стороны всего персонала. Чем дольше вы будете работать, тем больше станет ваша популярность. Известным критикам сложно посещать рестораны самостоятельно, анонимность потеряна, они прибегают к помощи ассистентов.
  • Если вы не любите кориандр, а в заказанном блюде его сполна, ваша личная непереносимость ингредиента не должна отразиться на рецензии.

Если узнав, кто такой ресторанный критик, вы решили получить эту профессию, обращайтесь за консультацией к экспертам , которые помогут подобрать оптимальную программу обучения и школу.

Ресторанный критик - достаточно необычная профессия, о которой многие узнали лишь благодаря пиксаровскому мультфильму «Рататуй». Причем представление об этой профессии у нас зачастую довольно смутное. Чем на самом деле занимается ресторанный критик и как им стать?

Несмотря на то, что ресторанный критик на английском языке называется “food critic” (то есть «критик еды»), критикует он не только и не столько кухню. Задача ресторанного критика - написать профессиональную рецензию ресторана или другого заведения общественного питания . А это значит, что оценить он должен не только кухню, но и винную карту, уровень обслуживания, интерьер и общую атмосферу заведения.

Зачем вообще нужны ресторанные критики? Не будет ли отзыв обычного посетителя более объективным? Нет, не будет. Как раз отзывы «простых людей с улицы» обычно приправлены изрядной долей субъективизма: как говорится, «на вкус и цвет все фломастеры разные». А хороший ресторанный критик должен быть объективен и беспристрастен . Даже если ему не нравятся, скажем, ирландские пабы, он обязан оценить такой паб по объективным критериям, не ориентируясь при этом на личные предпочтения.

Как стать ресторанным критиком? Ресторанный критик - это вовсе не выпускник кулинарного техникума. Он должен быть специалистом в области не только кулинарии, но и ресторанного бизнеса в целом . Ни в каком вузе таких специалистов, ясное дело, не готовят, поэтому тонкости профессии на личном опыте обычно постигают журналисты периодических печатных или интернет-изданий.

Поэтому чтобы стать ресторанным критиком (и не просто публиковать рецензии заведений общественного питания у себя в блоге, а еще получать за это деньги), вам придется сначала прийти в журналистику . можно разными способами: кто-то несколько лет посвящает учебе на факультете журналистики, а кто-то учится писать самостоятельно и обивает пороги редакций. Здесь главное - результат.

В каких изданиях обычно требуются ресторанные критики? Нередко это местные издания, ориентированные на жителей и гостей какого-то определенного города. Ресторанный критик, соответственно, должен рецензировать заведения этого населенного пункта. Требуются ресторанные критики в глянцевых журналах разного уровня. Также ресторанный критик может устроиться в интернет-издания, обычно это или городские порталы, или сайты, специализирующиеся на отзывах и обзорах различных заведений.

Зачастую в изданиях нет своего штатного «ресторанного критика»: написанием рецензии в качестве редакционного задания могут «нагрузить» любого журналиста. Однако любое задание лучше всего поручать тому, кто способен наилучшим образом с ним справиться. Так что со временем, поднабравшись опыта в области ресторанной критики, вполне можно стать колумнистом и распоряжаться собственной колонкой , посвященной критике заведений общепита, по своему усмотрению (в рамках формата издания, конечно).

Как мы уже говорили, ресторанный критик должен уметь оценивать не только кухню, а все заведение в целом, насколько все его составляющие подходят друг к другу . Возьмем, к примеру, два заведения, в которых подают одинаково вкусные суши. Должны ли они в итоге получить одинаково высокую оценку? Если исходить только из критерия кухни, да. А если уточнить, что одно из этих заведений - японский ресторан, а другое - паб? Понятно, что в пабах суши подавать не должны, поэтому такое заведение не заслуживает высокой оценки, даже если его шеф-повар - мастер в приготовлении суши.

Многим профессия ресторанного критика кажется довольно непыльной : пришел, поел за счет редакции, накропал рецензию и зарплату еще получил. Но, во-первых, не нужно думать, что ресторанный критик оценивает только заведения класса люкс: скорее всего, по долгу службы придется бывать в самых разных местах. Во-вторых, даже деликатесы со временем приедаются.

К тому же, у ресторанного критика должен быть хорошо развит не столько физиологический, сколько эстетический вкус , ведь помимо кухни ему придется оценивать интерьер и атмосферу, качество обслуживания (причем не только официантов, но и метрдотеля, швейцара, даже служащих парковки и гардеробщика). И при этом ни на секунду нельзя забывать об объективности!

В профессии ресторанного критика, как и в любой другой, есть свои подводные камни , начиная с (преимущественно проблемы с ЖКТ) и заканчивая судебными разбирательствами с недовольными критикой владельцами ресторанов, получивших низкую оценку.

Ресторанный критик - профессия непростая, выходящая за рамки простого «вкусно/невкусно поел и написал об этом». Недаром признанными мастерами ресторанной критики становятся лишь единицы.

Жизнь ресторатора и шеф-повара немыслима без критика. Сюжет взаимоотношений этих троих – в основе едва ли не каждого фильма о ресторанах: от винтажного «Крылышка или ножки» с Луи де Фюнесом и пиксаровского «Рататуя» до прошлогоднего «Шефа Адама Джонса» с Брэдли Купером.

Любое заведение, будь то ресторан высокой кухни, стремящийся к уровню заветных звезд Мишлен, или небольшая закусочная на несколько столов, открытая на семейные сбережения, зависят от рецензии критика – ведь как иначе о них узнают потенциальные гости, причем нужная целевая аудитория? Именно аудитория, ее численность, определяет власть критика и его вес в общей картине мира ресторана, ведь чем больше читателей, тем важнее, что именно они узнают о ресторане, после чего примут решение идти туда или нет.

Если вспомнить с чего все начиналось, то пятнадцать лет назад, на заре ресторанной критики как жанра, были Светлана Кесоян и Дарья Цивина, авторы ресторанных колонок Афиши и Коммерсанта соответственно. Это было время дорогих ресторанов, бароло и сассикайя, а также анонимной ресторанной критики, когда ресторатор знал критика в лицо, но критик, в свою очередь, стремился сохранить инкогнито. Ресторан был местом светским, и критику читали в основном завсегдатаи, не слишком разбиравшиеся в тонкостях и нюансах – все мы помним цитату из фильма «О чем говорят мужчины» о разнице между крутоном и гренкой.

Все изменилось с появлением Ragout и Delicatessen, и в ответ на гастрономическую революцию начала меняться и ресторанная критика. К большим изданиям добавился The Village, нацеленный совершенно на иную аудиторию и занявший пустовавшую до этого нишу интернет-издания для молодых, модных и современных. Рестораны перестали быть исключительно светскими, с появлением доступного сегмента естественным образом расширилась и аудитория, а на фоне успеха формата гастробистро стали с ошеломляющей скоростью открываться все новые демократичные заведения: от бургерных до хумусных, необыкновенно расцвела уличная еда, которую до этого мы воспринимали исключительно в формате шаурмы у метро и которая не имела никакого отношения к ресторанной жизни.

Сравнительная доступность ресторанов новой волны и расширившийся кругозор едоков породил целое поколение новых критиков: с появлением Инстаграма завести свой блог и высказаться о том, где и что интересного было съедено, может буквально каждый. Хэштэги #foodporn и #мирдолжензнатьчтояем встретятся вам в самых неожиданных местах: от провокационных маек молодых российских дизайнеров до постов Ксении Собчак в социальных сетях.

При всем обилии критиков, будь то профессиональные журналисты или блоггеры, до сих пор, кажется, не определены правила, критерии оценки. Релевантны ли категории вкусно/невкусно? Как выключить из оценки собственные предпочтения и вкусовые привычки? Как сравнивать рестораны между собой? Ходить на дегустации для прессы или ходить инкогнито?

Последнее время ресторанная критика в большинстве своем стала настолько политкорректной, а рецензии такими благосклонными, что читатели стали прислушиваться к мнению блоггеров – если эти блоггеры могли давать альтернативную, не всегда положительную, но обоснованную оценку. На этот же запрос – объективности и градуированной относительности – отвечает проект Insider.Moscow, который публикует рецензии анонимных экспертов, которые ходят в рестораны за свой счет и зачастую противоречат в своих оценках всем остальным критикам, разнося ресторан в пух и прах. Однако, невозможность для читателя оценить глубину их экспертизы делает эту критику интересной, пожалуй, преимущественно профессионалам рынка.

Так что же делает критика критиком? Один из самых известных ресторанных журналистов Великобритании Джей Райнер , ответственный за рестораны в Observer, а также судья шоу MasterChef, говорит, что ключевую роль играет умение хорошо и интересно писать, а уже потом – то, насколько хорошо вы разбираетесь в еде. На десятки писем, приходящих ему каждый день с вопросом о том, как стать ресторанным критиком, он дает один универсальный совет: учиться писать, причем не только о ресторанах, а о событиях в мире, развивая таким образом кругозор, тренируя сознание и нарабатывая навык интересного повествования, который, по большому счету, не зависит от того, о чем вы пишете.

Классическая ресторанная критика, какой мы ее знаем сегодня, это прежде всего журналистика, а значит успех статьи зависит от того, насколько интересно она написана для той аудитории, которая ее читает. Разумеется, статья в The Village будет отличаться от статьи в Tatler, просто потому что аудитория этих двух изданий будет отличаться в том, как они воспринимают информацию и о чем хотят узнать из рецензии, даже если это будет один и тот же ресторан.

С другой стороны, чем больше развивается вкус у читательской аудитории, тем более профессиональной должна становиться и критика – чтобы оставаться востребованной. Как на любом развивающемся рынке, где правила только-только начинают устанавливаться, развитие вкуса у массового «зрителя» происходит неравномерно, поэтому, с одной стороны, критика остается достаточно консервативной и сдержанной (когда последний раз в Афише вы читали разгромную рецензию?), а с другой – в позицию критика становится каждый первый гость ресторана, повествующий миру о своем опыте, который вполне может отличаться от опыта ресторанного обозревателя.

Истина, как это часто бывает, может скрываться в ответе на вопрос «зачем?». Одной из задач настоящего ресторанного критика является не только рассказ о ресторане своим читателям, но и обратная связь, поддерживающая шеф-повара на пути к самосовершенствованию, дающая стимул к работе над собой и развитию своего таланта. Это особенно касается молодых поваров, для которых крайне важно, чтобы их заметили в бурном потоке молодых и амбициозных, ведь за успехом первого ресторана приходит предложение открыть второй. Важно это и для матерых шефов и рестораторов, потому что только критик, обладающий авторитетом и знаниями, может деликатно указать на вырастающую корону и посмотреть свежим взглядом на новые творения.

Особенности современной ресторанной критики обсудят на ежегодной выставке индустрии гостеприимства PIR Expo , которая пройдет с 17 по 20 октября в Крокус Экспо . На профессиональной дискуссионной площадке Центральной арены «Территория идей » соберутся ресторанные обозреватели и критики ведущих московских изданий, а также блоггеры и гастрономические энтузиасты, пишущие о еде, чтобы выяснить, каков кодекс чести ресторанного критика и что отличает настоящего критика от гастрономического журналиста.

«PIR – это прежде всего площадка для дискуссий и обмена опытом, где профессионалы рынка могут получить ответы на интересующие их вопросы из первых уст, - говорит Елена Меркулова, генеральный директор выставки. – В этом году мы впервые устраиваем открытую дискуссию между критиками и рестораторами, и это событие уникально еще и потому, что впервые в нем примут участие международно-известные гастрономические критики: Джей Райнер из Observer, Себастьян Рипари , известный также как основатель Бюро гастрономических исследований, ассоциации защиты уличной еды во Франции и преподаватель школы Ферранди, а также Джо Варвик , ресторанный колумнист The Guardian и автор бестселлера «Где едят шефы».»

Хотите принять участие в дискуссии? Присоединяйтесь к PIR Expo Russian Hospitality Week 2016!

Критики в ресторанном бизнесе в России. Кто они?

Ресторанный критик – это настоящий специалист в области кулинарного искусства. Около 10 лет назад этот вид деятельности был определен в отдельную профессию журналами, газетами, телевизионщиками в нашей стране. Между тем, на сегодняшний день нет учебного заведения, которое бы выпускало профессиональных, квалифицированных ресторанных критиков, отлично разбирающихся в нюансах и тонкостях представленного дела. Чаще всего, на данной должности работают журналисты печатных изданий, телевизионных программ или собственных сайтов. Основная задача этих людей: объективно, беспристрастно рассказать о том, чем кормят в ресторане, на каком уровне находится сервис, как встречают, сервируют столы, из чего состоит блюдо, соответствует ли оно заявленному меню, имеется ли в заведении автоматизация кафе и пр. Критик должен идеально разбираться в особенностях и нюансах ресторанного бизнеса, быть настоящим гурманом, понимать, что собой представляет каждое блюдо, как его следует подавать. Это не человек, который любит покушать. Это специалист, разбирающийся в индустрии ресторанов и кафе лучше любого, даже самого опытного ресторатора.

Также важно, чтобы у издания, в котором будет транслироваться или публиковаться информация, были высокие пользовательские рейтинги. Именно критик определяет читательский интерес. Он одной своей статьей может привести людей в заведение или испортить репутацию и подтолкнуть бизнес к банкротству.

Поговорим о сильнейших ресторанных критиках России. Кто они? Эти люди не всегда стараются оставаться в тени, чтобы не получать «особого» обслуживания от заведений. Найти информацию о некоторых критиках в интернете практически невозможно. Однако есть люди, которые так или иначе раскрывают себя в своих материалах, на своих сайтах.

Самые влиятельные ресторанные критики России.

Борис. Его фамилия до настоящего времени никому не известна. Фотографии также никто не видел. Молодой человек позиционирует себя, как жаба синего цвета. Именно такой предстаёт аватарка перед читателями. Борис – критик международного уровня. Он работает в Москве, Петербурге, в крупных городах России с населением более 1 миллиона человек, а также в Хельсинки, Милане, Риме, Тбилиси и пр. Все рецензии о посещенных местах публикуются им на сайте Borisstars.ru. За 14 лет работы было создано более 3 тысяч справочных материалов о тех заведениях, которые заинтересовали критика. На сегодняшний день Борис – это человек №1 по влиятельности среди ресторанных критиков. Его сайт активно посещает весь мир, он дает интервью, но не открывает своего лица. Сам же Борис уверяет, что его единственная задача – помочь потребителю сориентироваться среди большого количества предложений. Если человек готов заплатить за еду, то пусть она будет высокого класса. Борис создал свой рейтинг ресторанов, он присваивает авторские звезды, которые уже имеют свой вес не только в России, но и во всем мире. Это, так называемые, «Звезды Бориса». Молодой человек также ведет свою авторскую программу на радиостанции Business.fm.

Ресторанный критик Михаил Костин.

Этот человек не скрывает своего лица. С 2003 года он активно освещает на своем сайте http://www.moscow-restaurants.ru/ информацию о ресторанах Москвы. Михаил – писатель и человек, который любит вкусно поесть. Этого мужчина не скрывает. Поэтому на первом месте в критике для него всегда будет качество блюд. На втором – сервис. Третье место в его индивидуальном рейтинге занимает атмосфера и на последнем месте – интерьер. При всех высоких составляющих, кроме еды, он не будет рекомендовать ресторан к посещению. Михаил уверен, что его критика никаким образом не влияет на работу ресторанов. Возможно, рестораторы вовсе не знают о его существовании. Главная задача молодого человека – помочь потребителю сориентироваться в мире кафе и ресторанов с различным уровнем цен: от самых низких, доступных каждому до высоких. К мнению Михаила Костина прислушиваются многие жители Москвы и гости столицы.

Светлана Кесоян - легенда гастрономической публицистики.

Многие люди называют Светлану Кесоян легендарным ресторанным критиком. Женщина является ресторатором, редактором гастрономического журнала, кулинарного путеводителя и книги под названием «Торт». Это один из немногих критиков, который большую часть своей жизни посвящает ресторанной кухне, а не профессии журналиста. Она знает тонкости и нюансы работы ресторанов, сложные моменты, на которые обязательно стоит обратить внимание. Оценка ею блюд происходит не из субъективного мнения и индивидуальных вкусовых рецепторов, а на основании профессионализма и многолетнего опыта работы в ресторанном деле. Она знает, как должна проходить автоматизация ресторана, как она работает, зачем нужен стоп-лист, какие фразы официантов являются коммерческой необходимостью, а какие вызваны желанием получить свои чаевые. К мнению этого критика прислушиваются не только потребители, любящие хороший сервис и вкусную еду, но и рестораторы, желающие попасть в мемуары Светланы Кесоян.

Критик Дарья Цивина.

Имя Дарьи Цивиной известно многим рестораторам из-за ее непреклонности и объективности. Женщина является журналистом газеты «Коммерсант» и ведущей программы «Едоки». Она с 1992 года подробно описывает рестораны Москвы. Дарья по профессии театральный критик. Однако женщина уверена, что в ее работе ей помогают полученные знания. Она создает объективные материалы, которые могли бы пригодиться большинству людей. Как уверяет женщина, в 90-е годы было работать сложнее. Тогда критики воспринимались аналогично СЭС и другим проверяющим инстанциям. Рестораторы стремились быстрее дать «премиальные», чтобы о них вышла хорошая статья. Но «Коммерсант» был против этих правил. Поэтому в 90-е годы рейтинг этой газеты был невероятно высок. Здесь можно было получить объективную информацию о тех заведения, в которые ходят рестораторы. И сегодня Дарья Цивина является одним из сильнейших ресторанных критиков нашей страны.

Гастрономическая журналистка Ника Махлина.

Гастрономическая журналистка – именно так называет себя молодая девушка. Ника является основательницей лаборатории еды и путешествий SPUTNIK. Первой идеей Ники Махлиной было открыть собственное кафе для панков. Идея принята от небольшого заведения, расположенного в Барселоне. Было решено создавать нестандартные вкусовые сочетания и интересные алкогольные напитки. С алкоголем все было действительно просто. Ягоды заливались водкой, выжидалось некоторое время, с целью передачи вкуса жидкости. Ника оканчивает поварскую школу, но дальше этого дело не заходит. Девушку больше привлекали эксперименты, чем постоянная, рутинная работа на одном месте. Так Ника Махлина стала дегустатором еды. О своих открытиях журналист ярко и интересно повествует в издании SPUTNIK.

Владимир Гридин и его "бальная" система.

Это ресторанный критик со своим, авторским мнением на каждое заведение. Отличительной особенностью этого человека является то, что он не только ставит баллы еде, но и пытается уловить индивидуальный стиль, особенность именно того заведения, в котором побывал. Каждый ресторатор открывает заведение, которое бы кардинально отличалось от других. Зачастую, это удается. Однако критики оценивают всех и каждого по общей шкале. Даже если ресторан будет невероятным, официанты начнут презентовать каждое блюдо мастерски, критик все равно ставит свои звезды по общей системе. Владимир Гридин отличается от всех. Он улавливает индивидуальность, старается принять то, что предлагает ресторан, выявляет ту индивидуальность, которая, словно магнит, тянет к себе постоянных гостей заведения. Свои наблюдения критик публикует в авторском журнале Buro 24/7. Владимир Гридин – критик, которого можно увидеть, как в городах, так и в регионах России, в роскошных ресторанах и в небольших кафе, расположенных на окраинах городов.

Олег Назаров.

Мужчина предлагает информацию двумя способами: небольшие заметки и книги, выпущенные в тираж. Олег Назаров – не только критик, но и сатирик. Поэтому его заметки имеют легкий, позитивный смысл. Мужчина старается акцентировать свое внимание на приятных вещах, которые предлагают рестораны. Возможно, поэтому ресторанный бизнес его воспринимает благосклонно. Известными книгами Олега Назарова стали «Самые вкусные блюда страны» (книга выпущена в 2 частях), «Лучшие ресторанные фишки мира», «333 хитрости ресторанного бизнеса», «Продвижение ресторана за 3 копейки». Читать Олега Назарова легко, приятно. Его мнение на сегодняшний день имеет высокий вес среди потребителей.

Стать ресторанным критиком в России может абсолютно каждый человек. Для того чтобы иметь вес в мире вкусной еды, необходимо быть интересным, грамотно, объективно излагать свои мысли и систематически выкладывать информацию о новых заведениях своего города.