Детский рассказ о том как выращивают хлеб. Легкий хлеб. Небольшой рассказ о хлебе детям

Программное содержание:
Обучающие: Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении. Познакомить с профессией пекаря, о том, что хлеб - богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки приготавливают различные кондитерские изделия.
Развивающие: Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности, познавательные способности – речь, память и внимание.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважительное отношение к профессии и труду пекарей.
Методы: объяснительно-иллюстративный, продуктивный.
Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы, литературы.
Словарная работа: пекарь, трактор, комбайн, мельница, буханка, булочка, хлебзавод, деж, дрожжи, элеватор, мукомол.
Оборудования: ИКТ, презентация «Как растят хлеб», иллюстрация, корзина, хлеб, батон, печенье, бублики, пряники, пирог, сухарики; мука, дрожжи, соль, сахар, яйцо, вода, кастрюля, ложка, растительное масло.
Ход: Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить «Вырос в поле колоском, на столе лежит куском» хлеб
Что это, ребята?
Дети: Хлеб. (Демонстрация слайда)
Воспитатель: А где мы с вами берем этот хлеб?
Дети: В магазинах.
Воспитатель: Да, мы хлеб покупаем в продуктовом магазине. В каждом магазине есть отдел «Хлеб», где продается хлеб и хлебобулочные изделия. А вы сами были в магазинах?
Дети: Да.
Воспитатель: - А какой хлеб вы там видели и покупали?
Дети: Черный, серый, белый, батон, булочки, круглый хлеб, большие и маленькие и даже нарезанные.
(Демонстрация слайда)
Воспитатель: Значит продаются и круглые караваи, и булки, и батоны, и сдобные булочки, бублики, буханки пшеничного и ржаного хлеба и пироги и т.д. А когда мы с вами кушаем эти изделия?
Дети: На завтрак, на обед, на ужин, с чаем.
Воспитатель: А как вы думаете, почему и в детском саду и дома вам советуют есть хлеб?
Дети: Хлеб он вкусный, питательный, имеются витамины.
Воспитатель: Да, ребята, хлебные изделия не только вкусны, но и питательны и еще содержат много полезных витаминов для нашего организма. А как вы думаете, сколько надо хлеба к завтраку, обеду, ужину?
Дети: Много.
Воспитатель: Правильно. А сколько надо хлеба, чтобы накормить всех жителей нашего города?
Дети: Очень много!
Воспитатель: А кто знает где пекут хлеб и кто же его печет?
Дети: Хлеб пекут повара.
Воспитатель: Повара конечно тоже иногда пекут хлеб. Но точнее, хлеб печет пекарь. (Демонстрация слайда)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что делают пекари в выходные и праздничные дни?
Дети: Они работают, но иногда могут отдыхать.
Воспитатель: - Ну а почему вы так решили?
Дети: Если они будут отдыхать, некому будет печь хлеб.
Воспитатель: Правильно, если они будут отдыхать, то в наших магазинах не останется хлеба. На этих хлебзаводах работа не прекращается ни на секунду.
Дети: Мука.
Воспитатель: Правильно, мука. А только ли мука нужна? А кто из вас видел как ваши мамы, бабушки пекут пироги или хлеб? Что же еще понадобится для этого?
Дети: Яйцо, вода, сахар, соль, дрожжи, масло.
Воспитатель: И что получается из всех этих продуктов?
Дети: Тесто.
Воспитатель: Если дома ваши мамы тесто ставят в кастрюлях, то в хлебзаводах тесто ставится в огромных чашах, которые называются дежами. И тесто ставится в огромном количестве. (Дети повторяют слово Деж)(Демонстарция слайда)
Воспитатель: А готовое тесто подается в делительную машину, где она делится на ровные порции. И потом в огромных печках печется хлеб. А как вы думаете, сколько хлеба печется за один раз?
Дети: Много.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вот вы сказали, чтобы испечь хлеб нужна «мука». А как вы думаете, где берется эта мука?
Дети: Из зерен.(Демонстрация слайда)
Воспитатель: Ну а зерна где берут?
Дети: Зерна растут на полях.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто трудится, чтобы на наших столах появился вкусный хлеб?
Дети: Пекари, шофера, продавцы.
Воспитатель: Правильно. А еще трудятся на полях трактористы, комбайнеры. А кто знает, чем занимаются трактористы? А шофера? Комбайнеры? (Если дети затрудняются отвечать, объясняю сама) (Демонстрация слайда)
Воспитатель: Значит, ребята, хорошие урожаи выращивают в нашей стране труженики полей. И кого мы с вами должны благодарить за то, что едим душистый хлеб?
Дети: Кто трудится на полях.
Воспитатель: Мы с вами уже много узнали, что не сразу стали зерна, хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле. (Демонстрация слайда).
А сейчас я предлагаю поиграть в шуточную игру «Замесим тесто». Станьте поудобнее.
Физкультминутка «Замесим тесто» (Повторяется 2 раза).
Ой, ладошки-ладушки. Мы печём оладушки /хлопки ладонями/. Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно /имитируют помешивание по кругу/. Тесто выпало на стол, тесто шлёпнулось на пол /присели/. Тесто убежало, начинай сначала. /легкий бег на месте/. (Демонстрация слайда).
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы и поговорки о хлебе, о труде вы знаете?
Дети: Хлеб – всему голова. Весенний день год кормит. Зернышко к зернышку – будет мешок. Весна красна цветами, а осень пирогами.
Воспитатель: Как вы думаете, сколько вы думаете, сколько хлеба можно купить в наших магазинах?
Дети: Кто сколько хочет.
Воспитатель: Тем не менее, как мы должны относиться к хлебу?
Дети: Беречь его надо.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Потому что, чтобы хлеб появился на наших столах трудятся очень много людей.
Воспитатель: Да, ребята, чтобы хлеб всегда был на нашем столе, и днем, и ночью, и в будни, и в праздники трудятся хлеборобы, пекари. (Демонстрация слайда)
А сейчас, нам Карина прочтет стихотворение Г.Остера про хлеб.
Карина: Бублики, батоны, булки,
Плюшки, сайки, пироги.
За столом и на прогулке
Уважай и береги!
Воспитатель: Спасибо тебе, Карина. А сейчас, ребята, сюрприз. Мы сегодня сами поставим тесто и испечем настоящий хлеб. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда подойдите ко мне поближе. Поставим тесто, подождем пока оно поднимется и отнесем в кухню, нашим поварам. А они нам испекут наш каравай. А уж потом все вместе угостимся.
(Дети вспоминают, какие продукты нужны, чтобы ставить тесто) (Ставится тесто)

Э. Емельянова

Расскажите детям о хлебе

Блины – одно из самых древних и популярных мучных изделий. По мнению А. П. Чехова: «… они появились на белый свет раньше русской истории, пережили ее всю от начала до последней странички, что лежит вне всякого сомнения, выдуманы также, как и самовар, русскими мозгами…»

Интересно и происхождение слова «блин» – это искаженное слово «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, то есть из муки.

Блинам уже более двух тысяч лет. Интересно, что за этот период они практически не изменились. Меняются вкусы и мода, а блины остаются неизменными – вкусными, ароматными, красивыми.

Блины – русское национальное блюдо, но встречаются по всему миру. Русские блины сильно отличаются от своих собратьев. Они «мягки, рыхлы, ноздреваты, пышны, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор. Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными» (Похлебкин). Едят блины с соусами, начинками. Есть блины сладкие, т. е. со сладкими начинками, и есть сытные, с начинкой из мяса, рыбы, икры и т. д.

Разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Блины – обязательное угощение на Масленицу, непременное лакомство этого праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «Как на Масленой неделе в потолок блины летели», «Без блина не маслена», «На горках покататься, в блинах поваляться» и т. д.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Возможно, блины приобрели такую невероятную популярность не только из-за вкуса и аромата, но из-за своего вида, напоминающего красное солнышко.

Гэй ты, круглый блин, всем нам господин!
Бока твои масленые, ты как солнце красное.
Кто тя будет есть, тому горя несть!

Испечь хорошие блины не просто. Это целый ритуал. Существуют поговорка «Первый блин комом», что означает, что первый блин не всегда получается и, чтобы испечь вкусный блин, надо немало потрудиться.

Для некоторых людей блины становятся серьезным увлечением. Они собирают старинные рецепты блинов, придумывают новые.

Самый большой в мире блин был испечен в Москве 15 марта 2002 г. Это был не традиционный круглый блин, а длинный и узкий. Его длина составила 1 км, масса – 300 кг, общая площадь – 150 м2.

«Хочешь есть хлеб, не сиди на печи», – гласит французская поговорка.

На протяжении многих веков люди выпекали пресный плоский хлеб – лепешки. Лепешки было принято не резать, а ломать и есть, размочив в супе или похлебке. Так делали до тех пор, пока люди не научились замешивать тесто на дрожжах, благодаря которым хлеб стал рыхлым и пышным. Тогда во Франции, а затем и в других странах стали популярны булки, сделанные в виде шара. В переводе с французского слово boules означает круглый. Булки выпекали в особых булочных, тесто слегка подслащивали. Вслед за французами булки стали выпекать немцы.

Рецепты приготовления булок долгое время оставались секретом французских и немецких булочников. Русские виды белого хлеба назывались: калач, сайка, сгибень или витушка, ситники – и выпекались в основном только в Москве. В эпоху Петра I немецкие булочные появились в России, их выпечка пользовалась популярностью.

Значительных успехов в приготовлении булок достигли венские мастера, которые усовершенствовали процесс хлебопечения: они первыми стали пускать в печь, где пекут булки, струю пара. Это делает поверхность булки приятной для глаз, как бы покрытой лаком. Улучшаются и вкусовые качества такой выпечки.

Булки пекут в разных странах по разным рецептам, но главное, чтобы человек, который печет булку, любил свою профессию, тогда и выпечка будет вкуснее.

He случайно профессия пекаря во все времена была очень почетной и уважаемой. За причинение вреда пекарю давалась более суровое наказание, чем если бы этот вред был нанесен представителю какой-либо другой профессии.

Булкой был и известный герой русской народной сказки Колобок.

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон…

Колобок – это особый хлеб, известный только в России. Пекли его не по праздникам и даже не в обычный будний день, а только лишь тогда, когда припасов для изготовления булок не было. Тогда скребли по коробам, мели по сусекам, т. е. в «колобочное» тесто шли все остатки муки. Сорт муки при этом не учитывался. И пшеничная, и ржаная, и гречишная – любая и вперемешку годились для колобка. Точного рецепта для изготовления колобка нет – здесь большой простор для фантазии пекаря.

He плачь, не плачь – куплю калач,
He плачь, дорогой, куплю другой.
He плачь, не кричи,
Дам тебе три!

Ай не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!

Калач – вид белого пшеничного хлеба, на Руси пользовался особой любовью. Калачи были и на будничном столе у обычных горожан, и на пиршествах у богатых вельмож. В знак особого расположения царь посылал калачи патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание.

У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держа за ручку. Помыть руки перед едой возможности на улице не было, поэтому ручку от калача в пищу не употребляли, а отдавали нищим, кормили бездомных животных, птичек. О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошел до ручки.

Единого мнения, как появилось и что означает слово «калач», нет. По одной версии оно произошло от слов «коло», «колесо». По другой – от татарского «калач», то есть буквально – «будь голоден!», выражение, отражающее высокую степень аппетита.

Калач – очень капризный вид хлеба. Тесто для него невозможно ни месить, ни выпекать с помощью механизмов – оно тогда не подойдет, не поднимется. Есть у теста и еще одна особенность: его необходимо выдерживать на холоде. На Руси калачи мяли прямо на льду. Для этого в столах делали металлические ящики, которые набивали льдом. Поверхность стола, на котором месили тесто, становилась холодной, ледяной. Да и теперь, делая калачи, тесто после проминки руками сразу же ставят в холодильники.

Еще одно отличие калачного теста – его способность не черстветь длительное время. В XIX в. калачи замораживали в Москве и везли в Париж. Там их раскладывали на горячие полотенца, а затем подавали на стол.

Больших успехов в производстве калачей достигли муромские и московские хлебопеки, славились отменным вкусом и саратовские калачи. На городском гербе Мурома изображены три калача. Согласно легенде, через Муром проезжала императрица Екатерина N. Калачи, которыми ее угощали, ей очень понравились, и она отдала распоряжение разместить их изображение на гербе города.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Рассказ о хлебе для детей поможет написать мини-сочинение про хлеб и узнать о его ценности в нашей жизни.

Небольшой рассказ о хлебе детям

Еще с давних времен хлеб для людей был святостью. Прежде, чем попасть на стол над ним трудятся тысячи людей. Сначала рано утром комбайнеры косят еще орошенные колоски, затем пекари труженики своими золотыми руками формируют каждую буханку и наконец через магазины хлеб попадает в каждый дом.

Хлеб называют по-разному: каравай, калач, батончик, рогалик. Но суть одна. Иметь хлеб на столе к богатству и благополучию. Не зря же в народе говорят: «Хлеб всему голова». Так нас учат с детства. И действительно, он бесценен. Ведь ни работа, ни праздники не обходятся без него. Он сопровождает нас на протяжении всей жизни. Поэтому хлеб так оберегали во все века. И даже в молитве к Всевышнему мы вспоминаем словами: «Хлеб наш насущный дай нам сегодня …». Это означает, что он не только самое главное в человеческой жизни, но и является самой жизнью.

В нашей стране были всякие времена. И помнит история, как было сложно без хлеба. Как опустошались целые территории, как за колоски сажали в тюрьму и как умирали от голода целыми семьями. Поэтому сегодня детей учат уважать хлеб и бережно относиться к нему.

Поэтому, давайте не забывать важные ценности нашей жизни. Пусть хлеб будет вечным и всегда свежим на столе у ​​каждого хозяина. Ибо, как известно, черствеет хлеб — черствеют человеческие души.

Рассказ о хлебе для первоклассника

Впервые начали выпекать хлеб Египтяне. Они пекли его в виде лепешек на горячих от солнца камнях. В Египте ели пресный хлеб, т.е. не соленый. Но в жарком климате тесто быстро закисало, и его выбрасывали. Как и в каждой стране, в Египте жили и бедные, и богатые люди. И вот бедные люди подбирали кислое тесто и пекли из него хлеб. Так родился новый вид хлеба - кислый хлеб.

Затем хлеб появился в Европе, где он был пшеничным и ячменным.

С VII в. в Европе при изготовлении хлеба стали использовать рожь.

На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, в которые добавляли муку, яйца, соль. Полученной смеси давали настояться. Хлеб на Руси всегда называли хлеб-батюшка. Это название связано с реальной жизнью крестьянина-земледельца, для которого хлеб был основным средством пропитания, давал ему силу и энергию.


Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим.
Предварительная работа. За несколько дней до занятия воспитатель организует беседу завхоза детского сада с подгруппой детей на тему, сколько хлеба ежедневно привозят в дошкольное учреждение. Дети наблюдают за выгрузкой хлеба, пытаются сосчитать кирпичики черного хлеба и батоны белого.
Другая подгруппа вместе со взрослым (методистом, воспитателем, няней) совершает прогулку в ближайший магазин с целью узнать, сколько хлеба ежедневно продают населению микрорайона.
Затем воспитанники рассказывают друг другу и педагогу о том, что они узнали.
Ход занятия.
Воспитатель спрашивает детей, много ли хлеба ежедневно доставляют в детский сад, много ли его поступает в магазин, сколько хлеба надо выпечь, чтобы накормить людей их родного города (поселка), почему так много надо хлеба.
- Вот я сказала «хлеб надо выпечь»,- продолжает разговор педагог.- Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт - мука. Хлеб бывает черный и белый. (Показывает.) Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничной, черный - из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.
Педагог показывает детям колосья ржи и пшеницы (можно поместить на фланелеграфе рисунки колосков, а рядом - изображения пакетов с мукой).
- Взгляните,- говорит педагог,- это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зерна надо размолоть. А еще раньше - добыть их из колючих колосков - обмолотить колоски. Повторите, что сделать.
Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю - так говорят: хлебное поле - комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов.
Комбайн продолжает работать, а машины с зерном идут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправить. А отправить его можно на мельницу или на элеватор. Элеваторы - это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?
Из зерна, поступившего на мельницы, мелют муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.
«Хочешь есть калачи - не сиди на печи»,- гласит русская народная пословица. (Повторяет пословицу.) Вы догадались, о чем идет речь? Правильно, хочешь калачей - трудись!
А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.
Весной, вспахав поля, хлеборобы - запомните, дети, это слово - засевают их пшеницей и рожью. Из зерна вырастают колосья, в них созревают новые зерна. И тогда выходят на поля мощные машины - комбайны. Комбайны скашивают и обмолачивают пшеницу (рожь), загружают ее в кузова машин, а машины отправляются на приемные пункты. С приемных пунктов зерно поступает на мельницы и элеваторы. С мельниц оно идет в хлебопекарни. Там выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба.
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе -
Нет вкусней на земле!

(Я. Дягутите. Каравай)
Итак, сегодня, дорогие дети, вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка?
Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его. Шоферы доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб.
Вы, дети, живете в Союзе Советских Социалистических Республик - богатой и сильной стране. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.
В заключение воспитатель еще раз читает отрывок из стихотворения Я. Дягутите.

В.В.Гербова, "Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада", М., 1984.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Беседы для детей старшей группы

«Центр развития ребенка – детский сад». г. Кемерово. Кемеровская область.

Беседа о хлебе.

Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим.

Предварительная работа. За несколько дней до беседы воспитатель организовывает встречу с завхозом детского сада с подгруппой детей. Для того чтобы узнать, сколько хлеба ежедневно привозят в дошкольное учреждение. Дети наблюдают за выгрузкой хлеба, пытаются сосчитать кирпичики черного хлеба и батоны белого.

Другая подгруппа вместе со взрослым (методистом, воспитателем, няней) совершают прогулку в ближайшей магазин с целью узнать, сколько хлеба ежедневно продают населению микрорайона.

Затем воспитанники рассказывают друг другу и педагогу о том, что они узнали.

Ход беседы.

Воспитатель спрашивает детей, много ли хлеба ежедневно доставляют в детский сад, много ли его поступает в магазин, сколько хлеба надо выпечь, чтобы накормить людей их родного города, почему так много надо хлеба.

Вот я сказала «хлеб надо выпечь», - продолжает разговор педагог. – Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – мука.

Хлеб бывает черный и белый. (Показывает.) Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб – из пшеничной, черный – из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.

Педагог показывает детям колосья ржи и пшеницы(можно поместить на фланелеграфе рисунки колосков, а рядом – изображения пакетов с мукой).

Взгляните, - говорит педагог, - это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть межу ними разница? Значит, чтобы получить муку, зерна надо размолоть. А еще раньше – добыть их из колосков - обмолотить колоски. Повторите, что сделать.

Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю – так говорят: хлебное поле – комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая машина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов.

Комбайн продолжает работать, а машины с зерном идут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправлять. А отправить его можно на мельницу или на элеватор. Элеватор - это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может хранится несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?

Из зерна, поступившего из мельницы, мелют муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», - гласит русская народная пословица. (Повторяет пословицу). Вы догадались, о чем идет речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!

А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

Весной, вспахав поля, хлеборобы – запомните, дети, это слово – засевают их пшеницей и… рожью. Из зерна вырастают колосья, в них созревают новые зерна. И тогда выходят на поля мощные -комбайны. Комбайны скашивают и обмолачивают пшеницу (рожь), загружают ее в кузов машин, а машины отправляются на приемные пункты. С приемных пунктов зерно поступает на мельницы и элеваторы. С мельниц оно идет в хлебопекарни. Там выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба.

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкусней на земле!

(Я. Дягутите. Каравай).

Итак, сегодня, дорогие дети, вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка?

Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его.

Шоферы доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб.

Вы, дети, живете в России- богатой и сильной стране. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб нужно беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их.

В заключение воспитатель еще раз читает отрывок из стихотворения Я. Дягутите.

Беседа на тему «Правила дорожного движения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их; помочь запомнить новую считалку.

Ход беседы.

Дети рассаживаются полукругом, в центре которого на детском столе выполнен макет городской улицы со светофором, «зеброй», автомобилями(игрушки), тротуаром и пешеходом – матрешкой.

Воспитатель обращается к детям:

Дети, что вы видите на столе? Правильно, улицу города. Точнее говоря, макет улицы. Вы уже знаете, что пешеходы обязаны соблюдать правила уличного движения. Я сказала пешеходы. Что означает это слово? Из каких других слов оно образовано? Что обязаны делать пешеходы? Да, они обязаны соблюдать правила уличного движения. Есть такие правила? Назовите их.

Выслушав ответы детей, воспитатель вызывает к столу ребенка, дает ему свисток. Приглашает к столу еще 6-7 человек – это шоферы. Они поедут на своих автомобилях навстречу друг другу.

Матрешка приближается к переходу, останавливается напротив светофора. Горит красный свет (для пешеходов). Медленно едут машины. Матрешка начинает переходить улицу, полицейский свистит.

Стоп! – говорит педагог, предлагая оставить на местах машины и матрешку. – давайте разберемся, почему свистел полицейский, прав ли он? (все участники разыгранной сценки возвращаются на свои места.)

Заслушиваются суждения трех – четырех детей. Они объясняют, что матрешка пошла на красный свет светофора, а делать этого нельзя – движется транспорт, можно попасть под машину, можно вызвать аварию на дороге.

Не следует переходить улицу на красный свет даже тогда когда на дороге нет машин, - уточняет воспитатель. И показывает, как внезапно поехала машина, стоявшая около тротуара, и как матрешка опять чуть было не попала в беду.

Объясните матрешке это важное правило, - советует педагог. – Скажите ей так: запомни, никогда не переходи улицу на красный сигнал светофора. Не ходи даже тогда, когда на улице нет машин.

Правило повторяют сначала все дети хором, затем 2-3 ребенка индивидуально.

Педагог вызывает к столу полицейского и шоферов (это уже другие дети).

Они помогают разыграть следующую сценку: матрешка, дождавшись зеленого сигнала светофора, начинает переходить улицу. Когда она оказывается на середине проезжей части, загорается желтый свет.

Что делать? – спрашивает воспитатель. Выслушивает советы детей. Среди них есть предложение поскорее перебежать улицу- Давайте попробуем перебежать! – соглашается педагог. Матрешка бежит. Загорается красный свет, едут машины, кукла пытается лавировать между ними. Один автомобиль тормозит, на него наезжает второй, свистит полицейский.

Воспитатель отпускает детей на места и просит объяснить, что произошло на проезжей части улицы и почему. Формулирует правило, которое дети повторяют все вместе и по одному: если ты не успеваешь перейти улицу, остановись на середине ее и подожди зеленого сигнала светофора.

Шоферы и полицейские возвращаются на свои места, и матрешка еще раз переходит улицу, пережидая на середине ее поток машин.

Воспитатель предлагает поиграть в уличное движение на столе, и на полу. Но прежде советует выбрать двух полицейских – регулировщиков. «Это очень ответственная и нелегкая работа», - подчеркивает педагог. Желающих, как правило, очень много, поэтому воспитатель рекомендует воспользоваться считалкой.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф, паф! Не попал.

Серый зайчик убежал.

Педагог проговаривает считалку, затем дети 2-3 раза повторяют 2 последние строчки, запоминая их. Далее первую часть негромко, четко выговаривая слова, декламирует все, а 2 последние строчки- один ребенок. Тот, на которого пришлось слово убежал, становится полицейским – регулировщиком. Все заканчивается самостоятельной игрой детей.

Беседа о домашних животных.

Чтение детям рассказа «Верблюжья варежка» Г. Снегирева.

Цель: объяснить детям, каких животных называют домашними и почему; проверить, как они усвоили новые сведения (предложить доказать, что верблюд из рассказа Г. Снегирева – домашнее животное); помочь запомнить описание верблюда.

Ход беседы.

Воспитатель показывает детям картинки с изображениями козы, коровы, овцы, лошади, медведя. Спрашивает, кто в этой группе животных лишний и почему (лишний медведь, так как остальные животные домашние). Просит детей назвать других известных им домашних животных и подумать, почему они считаются домашними. Выслушивает ответы, обращает внимание детей на отличительные признаки: домашние животные живут у людей, не боятся человека; человек создает условия для их жизни: кормит, строит жилье, лечит; выпущенные на волю, домашние животные или ищут себе новых хозяев, или погибают; все домашние животные приносят пользу в хозяйстве.

Дети повторяют перечисленные признаки, стараются запомнить их.

Верблюд – тоже домашнее животное, - говорит педагог. – Что вы знаете о верблюдах? Как выглядит верблюд? Как это животное используется человеком?

Выслушав ответы детей, воспитатель сообщает, что прочитает рассказ писателя Геннадия Снегирева «Верблюжья варежка». Читает рассказ. Интересуется, понравился ли он, кто что нового для себя узнал о верблюдах. Беседует с детьми по прочитанному.

Как же все – таки верблюды используются в домашнем хозяйстве?

А как выглядел верблюд, на котором привезли дрова? Вспомните текст рассказа: «Большой такой, лохматый. Горбы высокие, как кочки на болоте, и набок свешиваются. Вся морда верблюда покрыта инеем, и губами он что –то все время жует».

Какого же цвета верблюд?

Мальчик влез на верблюда, состриг шерсть с горбов, а верблюд? «Посмотрел, кто там копошится, валенок полизал». А если бы это было дикое животное, как бы оно вело себя?

Вы теперь знаете, как определить домашнее животное, отличить его от дикого. И кое – что знаете о верблюдах. Назовите признаки, характеризующие верблюда как домашнее животное. (Живет у людей, не боится их, позволяет себя запрягать, перевозить грузы на себе, берет хлеб из рук человека; люди кормят, лечат верблюдов, строят им загоны для жилья, заботятся о верблюжатах; из верблюжьей шерсти вяжут теплые вещи.)

Беседа на тему «Автотранспорт»

Чтение детям рассказа «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегал. Рассказ воспитателя о родном городе.

Цель: уточнить представления детей об автомашинах, обратить их внимание на то, как нужны в хозяйстве нашей страны разные марки и виды автомобилей («скорая помощь», грузовые автомобили, такси и т. п.); обогатить их знания с помощью нового литературного произведения; знакомить с достопримечательностями родного города, воспитывать любовь к нему и гордость за него; пополнить активный словарь за счет слов, употребляемых в ситуации общения.

Предварительная работа. На одной – двух целевых прогулках дети наблюдают за движение на проезжей части улицы, знакомятся с достопримечательностями города.

Ход беседы.

Трудно представить себе город или поселок без автомашин, - начинает беседу воспитатель. – Какие автомобили мы с вами видели на улицах нашего города?

Уточняет, дополняет, исправляет ответы детей, поощряет их попытки не только назвать транспортное средство, но и рассказать о его назначении. Обобщая высказывания детей, перечисляет все виды автомобилей, которые были названы. Говорит, что есть еще несколько видов, о которых дети либо забыли, либо не знают. О них рассказано в книге, которая называется « Машины на нашей улице».

Читает отрывок из книги. Спрашивает, все ли детям понятно, что нового они узнали из прочитанного. Предлагает перечислить автомобили, которые в первый раз не были названы.

Наступает Новый Год. В наш город обязательно приедут гости. Что же можно будет показать гостям, чтобы они получше узнали наш город, полюбили его?

Выслушивает предложения детей, одобряет их. Достает новые игрушки: куклу, медвежонка, утенка и другие в образе живых существ, объясняет, что их подарили детскому саду к празднику.

Эти игрушки – тоже новички в нашем городе. Давайте первую экскурсию по городу проведем для них, - предлагает воспитатель. – Оля, закажи для нас экскурсионный автобус. Какой автобус ты закажешь? (Ставит перед девочкой телефон).

Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Кем буду? Здравствуйте, товарищи экскурсанты! Как я вас назвала? Меня зовут Ирина Валерьевна. К вашим услугам новый туристический автобус. Прошу занять места. Поехали! По ходу экскурсии педагог демонстрирует 2- 3 фотографии с видами родного детям города, рассказывает о достопримечательностях. Заканчивая игру, она объявляет:

Наша экскурсия по городу Кемерово закончена. Всего вам доброго товарищи экскурсанты!

До свидания экскурсовод. Всего хорошего!

Беседа на тему «Дикие животные»

Цель: помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных; закрепить новые сведения, используя картинки о животных; поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения.

Ход беседы.

Воспитатель демонстрирует картинки с изображениями диких животных. Спрашивает, что это за звери, как их по – другому можно назвать (дикие животные), почему их называют «дикие». Называет признаки, характеризующие всех без исключения диких животных: живут самостоятельно в определенных климатических условиях, например, белый медведь живет только на Севере, львы – в пустыне и т. д; строение их тела, окраска, поведение хорошо приспособлены к условиям жизни; к неволе привыкают с трудом, содержатся непременно в клетках.

Предлагает детям подтвердить характеристику диких животных на примере ежей и белок. Задает наводящие вопросы, помогая формулировать выводы.

Где и как живут эти звери?

Как они приспособились к условиям жизни? Присмотритесь к окраске этих животных. (Ежи и ежата – серо – коричневые, почти сливаются с землей, травой, опавшими листьями. Белка - ярко –рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен и елей. Тем более что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из – за него).

Рассмотрите внешний вид ежей и белок, соотнесите его с их образом жизни. (Ежи – ночные хищники. У них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче.

Едят червяков, жуков, улиток, мышей. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле – иголки, защита от врагов. Белки – крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им «перелетать» с дерева на дерево. На ногах - острые коготки, ими легко цепляться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. На земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево.)

Как животные приспосабливаются к условиям жизни? (Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют. Белка делает на зиму запасы. К морозной зиме устраивает гнездо низко на дереве, а перед теплой зимой – высоко. Белки даже в неволе делают себе запасы к зиме.) Педагог еще раз повторяет признаки, характерные для диких животных.

Беседа на тему «Летний день – год кормит». Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи»

Цель: пополнить знания детей о том, как и где хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать соответствующий словарь (названия ягод, фруктов, овощей и способов их заготовки в прок).

Предварительная работа. За несколько дней до беседы воспитатель предлагает детям узнать у родителей, какие овощи, фрукты, ягоды, грибы они заготовили на зиму, как это сделали, где хранят консервы.

Ход беседы.

Педагог спрашивает, какой сейчас месяц, какое время года. Просит ответить одним предложением (Сейчас февраль – последний месяц зимы). Рассказывает:

Давно убрали с полей овощи, давно созрели ягоды и фрукты. А мы с вами и в конце зимы едим свежий картофель, морковь, свеклу, капусту. Где же хранятся овощи? (В специальных овощехранилищах, а в домашних условиях – в подполье и погребах.) А какие свежие фрукты бывают зимой?

Народная пословица гласит: « Летний день – год кормит». Как вы это понимаете?

Воспитатель показывает картинки с банками с соленых огурцов или помидор. Спрашивает, что это, как еще летом и осенью люди заготавливают в прок овощи, фрукты, ягоды.

Дети рассказывают, что овощи солят, маринуют, делают из них овощные консервы; из фруктов тоже делают маринады –маринованные яблоки и сливы, но чаще из них готовят разнообразные компоты и соки, варят варенье, джем, желе.

Воспитатель спрашивает, какие соленья, маринады заготовлены на зиму у них дома, где хранятся. Затем рассказывает:

Есть еще способ хранить овощи и фрукты – замораживать их. В магазинах наших городов продают замороженные овощные наборы для супов, замороженные ягоды и фрукты. Так справедлива ли пословица «Летний день – год кормит»?

Педагог показывает картинки с различными соленьями, варенье, компот. Дети определяют, что находится в банках.

Вы скоро подрастете и станете помогать родителям по хозяйству, будете и заготовлять впрок дары природы. – Давайте проверим, что вы знаете об этом.

Итак, летом собрали урожай крепких огурцов. Огурцы не могут долго храниться. Что вы с ними будете делать? (Солить, мариновать, замораживать.)

А что вы будете делать с яблоками? (Варить варенье, компот, джем, делать цукаты, яблочный сок, мариновать.) Из клубники?.... Моркови?.... Капусты?..... и т. д.

Беседа на тему «Наши мамы».

Чтение детям стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой.

Цель: помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Ход беседы.

«Как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?» - обращается воспитатель к детям. Выслушивает ответы, положительно оценивая такие слова, как мир, Родина. И заключает: «Самое лучшее слово на свете – мама!»

Педагог предлагает воспитанникам рассказать о мамах (заслушивается 4-5 человек). Затем включается в разговор:

Рассказывая о мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют делать эти руки? (Готовят еду, пекут, стирают, гладят, шьют, вяжут и т. д)

Видите, как много дел у ваших мам! Несмотря на то что мамы работают, они еще справляются с множеством домашних дел. Трудно мамам? Чем и как можно им помочь? Кто из вас постоянно помогает дома по хозяйству? (Заслушивает, уточняет, обобщает ответы детей.) вы еще малы и некоторые дела вам пока не по силам. Но многие дети обязаны делать сами: убирать свои вещи, игрушки, ходить за хлебом, поливать цветы, ухаживать за животными. Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать ее своим вниманием, заботой. Давайте вместе подумаем, как это можно сделать.

Воспитатель дает детям возможность высказать свои суждения, затем продолжает:

Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь поинтересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжелая ли сумка у нее в руках. И, если сумка тяжелая, помогут ее нести. В автобусе, трамвае не спешите занять свободное место. Надо обязательно предложить маме и настоять на этом. Выходя из транспорта, старайтесь подать маме руку, чтобы ей было легче выйти. И тогда она будет уверена, что в ее семье растет добрый и внимательный человек. И мамины глаза будут сиять от радости.

Поводов заботится о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение.

Интересуется, не случилось ли кому - нибудь из детей позаботиться о маме так же, как рассказано в стихотворении.

Беседа на тему «Что мы знаем о птицах?»

Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

Ход беседы.

На доске вывешены иллюстрации с изображениями птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, щегла, ласточки. Рядом пустая клетка для птиц. Педагог задает вопросы по картинкам:

Кого вы видите на картинках?

Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями, все умеют летать.) Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.)

Перья – оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное.)

Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему? (2-3 ответа)

Рассказывая об оперении, вы уже называли некоторых птиц. Назовите и опишите остальных. Вспомните, рассматривая рыб, мы установили, что у них нет шеи. У птиц ее тоже не видно. Как вы думаете, есть ли у птиц шея? (Есть, она закрыта перьями, как воротничком.) А когда шея птички хорошо видна? (Когда птица вытягивает ее, например, чистит перья, поворачивает голову.)

Есть ли у птиц уши? Хорошо ли птицы слышат? Посмотрите на ноги птиц и расскажите, какие они. По земле одни птицы ходят, другие прыгают. Которые из этих птиц прыгают? Отделите их от остальных. Какие птицы остались? Далее педагог объявляет детям, что сегодня их товарищи приготовили для них сюрприз – выучили стихотворения – загадки, а все остальные говорят отгадку (воспитателю на ухо). Она сообщает ребенку, кто отгадал правильно.

Черный жилет, красный берет,

Нос – как топор,

Хвост – как упор. (Дятел)

Черный, проворный.

По полю ходит,

Кричит: «Крак!»,

Всем червякам враг. (Грач)

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке

На месте

Никак не сидится-

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится. (Синичка)

Затем воспитатель напоминает детям об их наблюдениях за птицей. Предлагает рассказать о результатах. Спрашивает, как птица спит (распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло), как купается (влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде. Потом приглаживает и сушит перышки).

Почему говорят, и говорят правильно, что птицы - наши друзья? – интересуется педагог. (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.)

В заключение воспитатель предлагает детям рассказать все, что они знают о птицах.

Беседа о Дне Победы.

Цель: обогатить знания детей о великом и светлом празднике – Дне Победы, активизировать знания о Российской Армии, защитнице страны; вызвать желание побольше узнать о трудовых буднях наших воинов.

Ход беседы.

Воспитатель читает стихотворение «Шинель» Е. Благининой:

Почему ты шинель бережешь? –

Я у папы спросила. –

Почему не порвешь, не сожжешь? –

Я у папы спросила. –

Ведь она и грязна и стара,

Приглядись - ка получше!

На спине вон какая дыра,

Приглядись – кА получше!

Потому я ее берегу, -

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа, -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага

И его одолели!

Педагог пережидает реакцию детей и повторяет последние строки стихотворения: «Мы ходили, дружок, на врага и его одолели!» Спрашивает:

На какого врага ходил боец в ныне грязной и старой шинели и когда это было? (Давно, во время войны с фашистами.)

Это была жестокая война, принесшая нашей стране большие разрушения и много горя. Кто из вас что –то знает об этом – слышал от взрослых, видел в кино и по телевизору? (Заслушивает, уточняет, дополняет ответы детей.)

- «Мы ходили, дружок, на врага и его одолели!» - еще раз повторяет воспитатель строчки стихотворения. – война закончилась девятого мая. И этот день – Девятое мая – стол в нашей стране великим праздником – Днем Победы! (Включает музыку – «День Победы» Д. Тухманова. Дети прослушивают первый куплет.)

Кто из вас может рассказать, как отмечают люди этот праздник? (Заслушивает детей, иллюстрирует их фотографиями, рисунками.)

На земле нашей Родины после войны осталось много братских могил (показывает фотографии обелисков). Вглядитесь в эти фотографии, и вы обязательно увидите живые цветы. Эти цветы – знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за нее.

Педагог говорит: «Если в вашей семье, в вашем доме, на вашей улице живут ветераны войны, те, кто непосредственно участвовал в боях с фашистами, не забудьте поздравить их с Днем Победы.

Воспитатель включает магнитофон и дает детям послушать песню целиком. Приглашает детей рассмотреть книги, фотографии о том, как ветераны войны передают свой опыт молодым солдатам, как российские войны несут свою службу, как проводят свободное время.

Беседа на тему «Как мы встречали весну».

Повторение стихотворения «Сельская песня» А. Плещеева.

Цель: активизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; животном мире; о работах людей в поле, саду, огороде; развивать у детей воображение, чувства юмора.

Ход беседы.

Педагог читает « Сельскую песню» А. Плещеева.

Плещеев назвал свое стихотворение «Сельская песня», хотя речь в нем идет о весне, - говорит педагог. – Вероятно, поэт выбрал такое название потому, что раньше всех весну встречают именно сельские жители. Еще они начинают готовиться к ее приходу. Не успеет земля просохнуть, а уже в поле выходят… трактора.

Воспитатель демонстрирует соответствующие картинки, иллюстрации, а дети рассказывают о том, как пашут землю, засевают поля зерном, следят за озимыми; сажают картофель и овощи, окапывают деревья, высевают цветы.

Педагог цитирует русскую народную пословицу:

Что посеешь, то и пожнешь,

Что пожнешь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь.

Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что нового появилось весной в лесах, парках. Дети рассказывают о пении птиц, о том, что птицы вьют гнезда, выводят птенцов; у них много корма: гусениц, мух, жучков, личинок, на полянках и газонах – густая молодая трава, на траве солнечные головки одуванчиков; много разных насекомых. Воспитатель просит найти и показать насекомых на картинках, назвать их. Напоминает, что ребята забыли сказать о животных. Дети рассказывают о том, что пробудились от спячки медведи и вывели из берлог медвежат, проснулись ежи и т. д.

Чудесное время - весна! – заключает педагог. – Где бы вы сейчас хотели побывать, что увидеть?

Выслушивает пожелания детей и предлагает поиграть в игру – «Угадайте, где мы были?».

Трактора в полях водили….

У медведицы гостили….

И зайчонка навестили…

В темной чаще хлеб растили…

В птичьем гнездышке пожили и т. д.

Беседа на тему «О дружбе и друзьях»

Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему.

Ход беседы.

У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? – говорит воспитатель. – Уверена, что и у вас есть друзья. Расскажите о них (3-5 высказываний). Кто же такой друг? Подумайте хорошенько и скажите, кого можно назвать своим другом?

Педагог выслушивает суждения детей. Суть их чаще всего сводится к тому, что друг – это тот, с кем интересно, кто не обижает, во всем слушается, охотно делится игрушками и сладостями.

Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам, - уточняет воспитатель и спрашивает: - А как вы сами должны, обязаны относиться к другу?

Предлагает послушать рассказ о мальчиках, которые называют себя друзьями, и дать оценку их взаимоотношений:

Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе.

Это Андрейка виноват! - сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.

Андрейка, это ты виноват? – строго спросила воспитательница мальчика.

Я, - ответил Андрейка и отвернулся от Саши.

Хотя виноват только Андрейка, но я накажу вас обоих, - сказала Ольга Ивановна и усадила детей около веранды.

А меня за что?! – захныкал Саша.

Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся, сел к Саше чуть ли не спиной.

Тоже мне … друг еще называется, - пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание.

А что вы думаете об этом? – интересуется педагог. – Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрея? Почему вздохнула? Хотели бы вы, чтобы Саша был вашим другом? – Заслушивает и оценивает ответы детей.

Так как же следует относиться к своим друзьям, какими надо быть?(Добрыми, щедрыми, великодушными. Помогать друзьям в беде, радоваться их успехам.) Теперь вы знаете, кого можно называть настоящим другом? Того, кто спешит другу на помощь, радуется и огорчается вместе с ним, умеет простить, никогда не переложит на него свою вину.

Беседа на тему «Труд работников детского сада»

Цель: расширить и уточнить знания детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.

Ход беседы.

Предварительная работа.

За 2-3 дня до беседы вечером после полдника педагог, собрав детей, спрашивает их о том, кто такая заведующая детским садом, что она делает. Интересуется, что делает в саду воспитатель – методист. Выслушав детей воспитатель говорит: «Как мало вы знаете о труде этих людей! Хотите знать больше?» Получив согласие детей и договорившись с сотрудниками, отправляет 3-4 ребят с поручением, как можно больше узнать о труде заведующей, методиста, повара, медицинской сестры, наблюдая за их деятельностью и расспрашивая о ней (на 35-40 мин.)

В нашей стране маленькие дети воспитываются в дошкольных учреждениях, - начинает разговор педагог. – Много людей трудится для того, чтобы малышам в детских садах было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, а спокойно и продуктивно работали.

Я сказала: много людей работает в детских садах. Я не ошиблась? Люди каких профессий трудятся в дошкольных учреждениях?

Рядом с детьми всегда воспитатель и няня. Расскажите подробнее о том, что входит в обязанности воспитателя. (Встречает детей, беседует с родителями, организует игры, проводит занятия и т. д.)

А что делает в течение дня няня и как вы можете помочь ей?

Что вы знаете о работе заведующей детским садом?

А как трудятся наши повара? Какие машины и механизмы имеются в их распоряжении?

Что за должность – воспитатель – методист детского сада?

Где его рабочее место?

Хорошо, когда в детском саду есть своя медицинская сестра – не надо каждый раз ходить в поликлинику! Что делает в детском саду медицинская сестра?

Заканчивает беседу воспитатель так: «Сегодня мы постарались побольше узнать об обязанностях сотрудников детского сада. Как вы думаете, чья же работа интереснее и почему?» выслушивает ответы детей. Задает новый вопрос: «А чья же работа важнее? Нужнее?»

Формулирует вывод: «Однако важна и нужна работа каждого человека. И каждый человек старается выполнить свою работу как можно лучше».

Беседа на тему «Что мы знаем о рыбах»

Цель: пополнить знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания; активизировать соответствующий словарь; вызывать у детей желание узнать побольше о рыбах.

Ход беседы.

Воспитатель демонстрирует картинки с изображениями рыб: телескопа, вуалехвоста, гуппи, меченосца, карася, щуки, сома и других, и среди них картинку с изображением воробья. Предлагает детям взглянуть на картинки и догадаться, кто тут лишний. Спрашивает, как они определили, что лишний – воробей. (Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов.)

Педагог убирает картинку с воробьем. Просит назвать рыб и дать краткое описание внешнего вида каждой. Дает образец высказывания: «Это толстая, усатая, немного похожая на кита, рыба называется сом». Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом называется вуалехвост».

Спрашивает, какая, по мнению детей, рыба самая красивая, самая некрасивая , самая большая, самая маленькая. Задает новый вопрос: «Рыбы такие разные, так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом –рыбы?» Дети называют общие признаки рыб.(Все они живут в воде. Имеют голову, туловище, хвост, плавники; на голове рот, глаза и жабры.)

А теперь отгадайте загадку. –«У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это? (Рыбы)

А монетки – это? (Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы.) Серебряные или золотые монетки? (И те, и другие, но чаще серебряные.)

У многих животных существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о их назначении. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники? Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Шевелят плавниками и плывут. Плавник… плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево – вправо.

А есть ли у рыб шея? Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм. А где же спят рыбы и как? (Спит у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами). Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других. Просит перечислить аквариумных рыбок, затем назвать рыб, живущих в прудах и озерах. Интересуется, кто из ребят видел рыб в реке или озере. Просит рассказать, как они их заметили, как рыбы выглядели 2-3ответа.

Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? – говорит педагог. – Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое. Кто из вас может рассказать, как ухаживают за аквариумными рыбками?

Ребята, что нового узнали вы сегодня о рыбах? Есть ли ко мне вопросы? О каких рыбах вы хотите узнать подробнее?

Беседа на тему «О чем могут рассказать вещи, которые нас окружают?»

Цель: уточнить и активизировать знания детей о материалах, из которых сделаны вещи, о способах превращения различных материалов в изделия; воспитывать уважение и интерес к труду, к людям разных профессий, вызвать чувство гордости за мастеров – умельцев; активизировать в речи слова – названия изделий из определенного материала.

Предварительная работа. Воспитатель рассматривает с детьми изделия, выполненные из разных материалов. Рассказывает об этих материалах.

Ход беседы.

На столе воспитателя вещи – изделия, выполненные из разных материалов: матрешка, хохломская миска, флакон духов необычной формы с красивой пробкой, керамическая и фарфоровая чашки, металлическая чайная ложка, вязаные варежки, кружево, льняная салфетка с вышивкой, расписной головной платок с кистями и др. педагог привлекает внимание детей к необычной выставке. Указывает на те или иные вещи, дети называют их.

«Кому какая вещь понравилась и почему?» Ребенок выходит к столу, берет в руки и показывает всем понравившуюся вещь.

Назовите изделие, - определите, из чего оно сделано,(Заслушивает ответ, предлагает ребенку вернутся на место.)

Мне, как и Оле, тоже нравится эта салфетка. Понравилась и вышивка: яркая, броская, с красивыми узорами, которые хорошо сочетаются с серым цветом салфетки. Оля отметила, что салфетка из ткани. Кто назовет эту ткань? (Льняная, сделана изо льна.)

А что это такое – лен? (Растение, его специально выращивают во многих областях нашей страны. Стебель льна при специальной обработке дает льняное волокно. Из него прядут нитки и ткут льняную ткань.) Изделия изо льна красивы, шелковисты, легко стираются, в них не жарко летом. Потому – то так и славится русский лен! Какие еще льняные изделия вы можете назвать? -Видите, - продолжает педагог, - как много интересного «рассказала» вам о себе и о льне маленькая вышитая салфетка.

Выходит следующий ребенок. Демонстрирует еще один экспонат «выставки», называет вещь и рассказывает о ней. Дети задают вопросы, дополняют рассказ. Педагог помогает формулировать выводы, делает обобщения. Просит припомнить изделия, выполненные из того же материала. В заключении воспитатель спрашивает, что нового узнали дети из беседы, интересно ли им было.