Тосканская суперреволюция. История создания супертосканских вин. Тосканские вина DOCG

Земля культуры и цивилизации, Тоскана является родиной аристократических вин, завоевавших мир. Как Ренессанс начался и распространился по всему миру именно из Тосканы, так и итальянское виноделие и его популярность в мире начинаются в Тоскане.

Эту плодородную землю называют столицей виноделия Италии. Еше совсем недавно Тоскана отождествлялась лишь с одним вином — дешевым заурядным Кьянти в соломенной оплетке. За 30 лет упорного труда тосканцы сумели доказать, что способны на большее, нежели массовое производство неплохого красного, подарив миру такое обилие неповторимых, удивляющих смелостью решений и новизной подходов к их производству вин. Не будет натяжным утверждение, что вторая столица виноделия после Бордо находится в Тоскане. Именно здесь начался феномен, известный под названием «итальянская революция виноделия».

Все началось в регионе Кьянти, в холмистой части, неподалеку от древнего города Сиены, распространившись после по всей Италии. Виноградники стали появляться по всей территории региона, даже там, где их присутствие было раньше не возможным. Рост репутации начался с поддержки государством классификации красных вин, которые впервые в Италии получили статус марочных - Кьянти, Брунелло и Нобиле. Постепенно тосканские виноделы стали расширять свой кругозор, и их взгляд обратился на область производства большего числа белых вин. Вслед за этим пришло творческое понимание основ виноделия. Начались эксперименты, традиции были подвергнуты сомнению. Винодельческий дом Сан Феличе впервые изменил классический состав Кьянти, исключив белые сорта и оставив 100 % черных сортов. С тех пор изменилась не только история Кьянти, но и его география. Сейчас историческая зона производства Кьянти имеет название «Кьянти Классико» - и это бесспорно одно из самых великих и уважаемых вин в Италии. Вина Тосканы различны и многолики. Но есть единственная характеристика для вин Тосканы - это их характер, солнечный, тосканский, отчасти строгий и средневековый, утонченный и европейский. В основном это связано с сортом винограда -Санджовезе, который отвечает за производство многих вин.

Тосканские виноделы научились создавать очень тонкие вина. На самом начале рождения вина идет тщательный отбор виноматериалов, обработка и выдержка вина контролируются на каждом этапе.

Санджовезе - король тосканских сортов, в отличные миллезимы обладает мощным потенциалом. Однако, это сложный и капризный сорт, может дать простое, скучное и горькое вино, если условия производства были не идеальными.

Белые сорта тоже не представляются простыми - Шардоне и Совиньон Блан имеют такой богатый потенциал, особенно будучи выдержанными в дубе, что ряд из них называют лучшими белыми итальянскими. При этом благородный аромат дерева является очень сдержанным, оставляя достаточно места более типичным для этих благородных вин оттенкам вкуса.

Общее количество сортов винограда и самих вин в Тоскане поражает воображение. Но все они исторически связаны между собой, ведь рождены они на одной земле и объединены общим неповторимым тосканским стилем.

В регионе есть множество замечательных винодельческих зон, но три из них имеют важнейшее значение: Кьянти Классико, Монтальчино и Болгери. В этих трех зонах производят преимущественно красные вина. Эти зоны показали величайший потенциал тосканского виноделия, как в отношении традиционных вин, таких как Кьянти Классико или Брунелло ди Монтальчино, так и в отношении современных вин, известных как супертосканские. Супертосканскими называют вина, которые по итальянскому законодательству не попадают в высшую категорию качественной классификации, но, тем не менее, являются высококачественными винами. Десять лет назад огромное количество великолепных тосканских вин были выдержанными в барриках супертосканскими винами.

Разговор о тосканских винах логично начинать с Кьянти Классико.

Первое упоминание о кьянти, а точнее "Кьянти классико" можно найти в документах 1398 года. В те времена в Тоскане шло соперничество между Сиеной и Флоренцией за право стать столицей. Винодельческие коммуны, производившие кьянти, поддержали Флоренцию, которая в конце концов и стала столицей. Исторический символ этого противостояния отражен в легенде о черном петухе (Галло Неро), впоследствии ставшем гербом на винах Кьянти Классико.Кьянти и Кьянти Классико — это разные винодельческие регионы; оба они имеют статус DOCG. Кьянти Классико — это историческая область виноделия между Флоренцией и Сиеной; зона же Кьянти простирается дальше, вплоть до Пизы и Ареццо. Вообще Кьянти — самая крупная винодельческая область Тосканы.

Семь зон в составе Кьянти имеют право на то, чтобы прибавлять собственное название к основному. Среди них наиболее престижными являются Руфина, Колли Фиорентини, Монтеспертоли, остальные четыре - Монтальбано, Колли Сенези, Колли Аретини и Коллине Пизане - чаще всего не пользуются привилегией «собственного названия» и выпускают просто «кьянти».В 1716 году Герцогом Тосканским из династии Медичи был издан указ, в котором он определил область производства вин кьянти, это была первая попытка контроля производства вина в Италии, но наибольшую известность вино кьянти получило в XIX веке благодаря премьер-министру объединенной Италии барону Риказоли. Его француз-энолог усовершенствовал процесс производства кьянти, в частности ввел использование нескольких сортов винограда, что привело к значительному улучшению вкуса. Дело в том, что Санджиовезе - сложный и капризный сорт, который в засушливые годы дает вино «горькое» с избыточными танинами, а в дождливые - простое и водянистое. В классической схеме барона Риказоли используются четыре сорта винограда: Санджиовезе (75-80%), белые сорта Треббьяно Тосканна и Мальвазия дел Кьянти (до10%), добавляемые преимущественно в засушливые годы и черные сорта: темный Колорино (до10%) и танинный Канайоло Неро (до 10%), добавляемые в дождливые годы. Такая «формула Кьянти» позволяла из года в год получать вино одного вкуса несмотря на все погодные капризы. Однако в наше время лучшие производители благодаря современным технологиям изготавливают превосходное Кьянти ровного качества из 100%-го Санджиовезе. В своих различных ипостасях Санджиовезе отвечает за производство большинства самых ярких и качественных вин Тосканы. Следует отметить, что сорт Санджиовезе достигает своего расцвета, лишь на скудных почвах, причем на высоте 250-300 метров над уровнем моря. Подобные условия с бедными каменистыми почвами имеют лишь 4 области в Тоскане - Кьянти Классико, Монтальчино, Монтепульчано и Кьянти Руфина, и именно отсюда происходят лучшие вина Тосканы. В молодом возрасте кьянти рубиново-красное, но после выдержки в течение 27 месяцев он приобретает гранатово-красный цвет и получает дополнительное название "Riserva".


Срок годности таких вин увеличивается с 3-4 лет до десятка лет, а цена - в три раза. Красивые пузатые бутылки, оплетенные лыком, как ни живописны, все же наполнены лишь местным кьянти, как правило, среднего качества. А вот кьянти лучшего качества разливаются в бутылки бордоского типа. До недавнего времени Кьянти изготавливали по традиционной технологии «говерно», когда сусло приготавливали из частично увяленного винограда и добавляли его к новому вину после того, как его брожение заканчивалось. Результатом являлось повторное брожение, после чего получалось сладковатое и слегка шипучее вино. Вина, произведенные этим методом, пились только молодыми. В последнее время этот незамысловатый прием вышел из моды и виноделы сосредоточили свои усилия на производстве кьянти, которое дозревает в дубовых бочках в течение 2-3 лет и которое пьют после нескольких лет выдержки в бутылках. Фляги, оплетенные соломой - «фьяски», которые ранее использовали для молодых вин «говерно» сменили бордосские бутылки, которые удобно хранить в горизонтальном положении. Вина Кьянти Классико выдерживают в бочках не менее 2 лет, а в случае Кьянти Классико Резерва обязательна выдержка 3 года.

Брунелло ди Монтальчино

Недалеко от южной границы Кьянти Классико на холмах высотой 200-300 м расположились виноградники коммуны Монтальчино. Здесь совсем иные почвы — преимущественно известковые, а климат более жаркий и сухой. Вина DOCG Брунелло ди Монтальчино (Brunello di Montalcino) изготавливаются из Брунелло — местного клона Санджиовезе. Их история, по сути, началась в 1870 году, когда один из местных виноделов засадил несколько своих участков лозами Брунелло, более устойчивым к атакам филлоксеры. В скором времени ему удалось получить вполне приличные вина из этого единственного сорта, что было нехарактерно для Тосканы; и он позднее сделал многое, чтобы превратить Брунелло в традиционный для этих мест сорт винограда. Однако всерьез о Брунелло ди Монтальчино заговорили в последней четверти XX века. Эти красные сухие вина, терпкие и полнотелые, способны к длительной выдержке и составляют серьезную конкуренцию многим великим винам Италии. На этой же территории производятся вина DOC Россо ди Монтальчино (Rosso di Montalcino), более легкие и непритязательные, обязательный срок выдержки которых перед продажей гораздо меньше — если обычное Брунелло должно выдерживаться 50 месяцев, а категории ризерва — 62 месяца, то Россо может поступать в продажу уже после 10 месяцев выдержки.

Третья важная зона Тосканы - Болгери, расположенная рядом с западным побережьем. Это относительно маленькая зона, где культивируют французские сорта Каберне Совиньон, Каберне Фран и Мерло, для создания тосканских вин в бордоском стиле. По сравнению с Монтальчино и Кьянти Классико, Болгери - это относительно молодая зона производства. Однако за последние тридцать лет в Болгери были созданы одни из самых восхитительных вин Италии, и это стало определенным стимулом для повышения качества вин других зон Тосканы. Вина Болгери насыщенны, с ароматами темных фруктов и нотами, происходящими от выдержки в маленьких дубовых бочках. Несмотря на, как правило, высокие цены, многие производители, к счастью, создают также вполне доступные вторые вина.
За последние десять лет несколько миллезимов показали замечательные результаты во всех зонах производства красных вин Тосканы: 1995, 1997, 1998, 1999, and 2001.
Что касается белых тосканских вин, то, к сожалению, в регионе нет достойного белого собрата для сорта Санджовезе. Местный клон Треббьяно Тоскано дает очаровательные вина, которые однако не соответствуют уровню красных тосканских вин. До последнего времени лучшим белым сортом Тосканы был Шардоне, который дает прекрасные результаты практически в любом винодельческом регионе мира. Верментино может быть белым сортом Тосканы в будущем, хотя на самом деле это сардинский сорт, который сейчас культивируется только прибрежных областях региона.

Белые вина
Однако Тоскана — это не только красные вина. Здесь изготавливают и превосходные белые, из которых в первую очередь нужно упомянуть вина DOCG Верначча ди Сан Джиминьяно (Vernaccia di Sant Gimignano), производимые из одноименного сорта винограда с незначительными добавками иных местных белых сортов. К слову это первое белое вино, получившее в Италии статус DOCG. Зона производства Верначча ди Сан Джиминьяно расположена на территории одноименной коммуны, в провинции Сиена. История местных виноградников также берет свое начало в этрусском периоде. А собственно вино Верначча ди Сан Джиминьяно было впервые упомянуто в летописях XIII века. Оно, как и Монтепульчано, воспевалось поэтами; в числе его поклонников были Данте и Микеланджело. Вообще Верначча ди Сан Джиминьяно везло на различных знаменитых и даже венценосных почитателей, и стоит отметить, что подобная ситуация сохранялась на протяжении столетий. Раньше это вино подолгу выдерживалось, приобретая насыщенные тона в цвете и во вкусе Современная Верначча перестала быть крепкой, богатой вкусом и цветом, хотя по-прежнему можно найти Верначчу Ризерву, которая подверглась выдержке в дубе в течение 14 месяцев и 4 месяцев в бутылке.После того, как большинство ведущих виноделов Кьянти Классико отказались от привычки добавлять в состав своего великого вина белые сорта винограда, они столкнулись с избытком и перепроизводством белого сорта Треббьяно. В результате было рождено белое молодое столовое вино Галестро, по названию одноименных скал в местности его производства. Оно выпускается в продажу ежегодно с первого февраля и употребить его нужно успеть не позднее 1 августа - вино очень молодо и тем хорошо.

«Супертосканская» революция
На рубеже 60-х и 70-х годов XX века на Апеннинах началась экспериментальная работа по созданию нового стиля вин, целый класс которых впоследствии получил название «супертосканских». Прежняя стилистика не удовлетворяла ни потребителей, ни производителей: белые были слишком простыми и «плоскими», красные кислотой и чрезвычайной терпкостью забивали все вкусовые и ароматические оттенки. Виноделы пошли на «преступление» и нарушили закон, запрещающий использовать при производстве целого ряда вин какие-либо иные сорта винограда, кроме местных. Закононепослушники начали экспериментировать с каберне-совиньон, мерло, сира, пино нуар — смогут ли эти сорта прижиться на тосканской земле и каков будет результат? Эксперимент удался. Результат был ошеломляющим! В относительном удалении от Флоренции и Сиены неподалеку от Ливорно сегодня лежит зона производства вин под маркой DOC Болгери. Здесь рождается самое легендарное вино Италии - Сассикайя, лишь совсем недавно ставшее марочным и получившее сертификат DOC. Оно создается практически полностью из сорта винограда Каберне Совиньон (не менее 80%). У этого вина глубокий гранатовый цвет. Структура вина впечатляет своей элегантностью и гармоничностью вкуса. Это вино старинных урожаев используется вне застолья - в качестве продукта, созданного для медитации.Не меньший фурор произвели супертосканские вина Tignanello урожая 1970 года и Solaio урожая 1978 года. Ни одному из этих «незаконных» вин не было позволено удостоиться высших категорий DOC и DOCG. Но очень скоро вина, созданные энологами-авангардистами, стали элитой итальянского виноделия. А в 1994 году местечко Болгери получило статус DOC. Сейчас стоит вопрос о перерегистрации целого ряда бывших столовых вин.

Супертосканcкие вина завоевали Италию и весь мир в эпоху, когда итальянские виноделы наконец-то всерьёз задумались о потенциале своих виноградников и земель. Революция, которую произвели «супертосканские» вина, обернулась колоссальным успехом для страны. Именно в те семидесятые годы, вина Италии по праву начали занимать лидирующие позиции на мировом рынке, заставив тем самым потесниться легендарных французов.

Феномен тосканского виноделия

Вина Италии, как известно, делятся на три группы:

  • DOC (вина, контролируемые по происхождению)
  • DOCG (вина, более высокого класса, гарантируемые и контролируемые по происхождению)
  • Vini da tavola, а с 1995 года уже — IGT (туда и попали Super Tuscan)

Следует отметить, что своему рождению «супертосканцы» обязаны столовому вину, продукту, который в Италии считается низшим классом. Но внедрение новых технологий и пересмотренные заново классические рецепты столового вина, привели к возникновению напитков божественного качества – «супертосканских» вин. И чтобы как-то обозначить уникальный рецепт, производители вина создали третью категорию Vini da tavola, куда и попали Super Tuscan. Если первая и вторая группа испанских вин не предполагает никакого дилетантства и экспериментов с формами бутылок и их содержимым, то категория Vini da tavola позволяет виноделам отклоняться от рамок и пересматривать классические рецепты с разных сторон.

Супертосканские вина – что это такое?

Зародившаяся в Тоскане тенденция к росту качества, постепенно захватила все винодельческие регионы Италии. Виноделы начали активно изменять сортовой состав привычных вин и использовать французские бочки, которые привнесли в новый винный стиль итальянского вина шоколадно-кофейные оттенки и способствовали увеличению сроков выдержки. Так же началось масштабное возрождение виноградников по всей стране. Особое внимание было уделено местному сорту «Санджовезе», сусло из которого легло за основу многих супертосканских вин. Колоссальным успехом «бунтарские» вина обязаны не только великолепным сортам винограда и благоприятным климатическим условиям. А и талантливым людям, которые, минуя устоявшиеся правила, смогли осуществить свои мечты на тосканской земле.

Яркие представители супертосканских вин

  • Вино «Sassicaia» — по праву носит почётное звание «супертосканского» короля. Его «коронация» произошла на одной из дегустации вин в 1974 году, когда вино «Сассикайю» шестилетней выдержки превзошло французского чемпиона «Grand Cru». На сегодняшний день это вино-основатель великой семьи «супертосканцев», носит гордое имя своего региона «Bolgheri Sassicaia». Стоит отметить, что великолепный напиток тёмно-рубинового цвета может храниться в бутылках на протяжении 20 лет, с каждым годом только улучшая свои сортовые ароматы с нотками чёрной смородины, вишни и сливы.
  • Вино «Ornellaia» — рождение второго знаменитого тосканца пришлось на 1985 год на земле Болгери, в природном рае, полном виноградников, средиземноморских трав и кипарисов.
  • «Tignanello» — благородное вино, изготовленное из знаменитых виноградных сортов: «Санджовезе» (85%), «Каберне-Совиньон» (10%) и «Каберне Франк» (5%), выращенных между долинами Греве и Пеза в Кьянти Классико.
  • «Brunello di Montalcino» величайшее вино Италии, чья грандиозность стала возможной благодаря мутированию древнего виноградного сорта «Санджовезе» на «Брунелло» и «Санжовезе гроссо», которые и стали новым материалом в руках винодела Роберта Паркера – создателя знаменитого «супертосканца» «Брунелло ди Монтальчино».
  • «Lupicaia Castello» — великий «супертосканец» родился на волне оглушительного успеха итальянский экспериментаторов. Тщательный отбор винограда из иноземных сортов «Каберне Совиньон», «Пти Вердо» и «Мерло» дал толчок для появления нового вкусового букета итальянского вина «Лупикая».
  • «Guado al Tasso» — потрясающее вино родилось в поместье винодельческой семьи с одноимённым названием, недалеко от Болгери. Беспрецедентное качество вина обусловлено использованием французских сортов винограда, выращенных на побережье Тосакании и многолетняя выдержка в бочонках из французского дуба.

Некоторые считают супертосканские вина мифом, а некоторые признают их появление настоящим прорывом в итальянском виноделии. На фоне общей классификации эти вина не привлекают к себе внимания громкими регалиями, но их популярность гораздо больше, чем того заслуживают простые столовые вина.

Супертосканские вина как явление появились во второй половине прошлого столетия. Созданные в Тоскане против всех правил и законов виноделия из международных сортов винограда, они быстро завоевали всеобщее признание за божественный вкус и отменное качество. Эти вина не попали в официальные группы наименований, контролируемых по происхождению DOC или DOCG. Им отвели место в более скромной группе Vini da tavola. С появлением в 1995 году новой категории Indicazione Geografica Tipica (IGT) они приобрели, наконец, свой законный статус.

В Италии супертосканские вина называют vini ribelli — «вина-бунтари». Их родоначальником считается винодел со звонким именем Роккетта. Маркиз Марио Инчиза делла Роккетта проводил на тосканской земле свои эксперименты с французскими сортами. В результате этих опытов появилась Сассикайя — вино на основе Каберне Совиньона и Каберне Фран.

Дерзкое решение добавлять белые сорта в национальный напиток Кьянти повергло приверженцев традиционных взглядов в шок, но результат вызвал не менее сильный общественный резонанс, только с положительным знаком.

Супертосканское вино Орнеллайя создала маркиза Инчиза делла Роккетта. В его составе — великолепная тройка: Мерло, Каберне Совиньон и Каберне Фран.

Кроме нехарактерного для Тосканы сортового состава, виноделы-новаторы ввели в моду новые правила хранения, используя 225-литровые французские баррики. Они не побоялись разбить виноградники в зонах, которые считались непригодными для виноградарства. Незаслуженно забракованные ранее земли Болгери и Мареммы сегодня являются центрами производства замечательных супертосканских вин.

Идея супертосканы была основана на вызове обществу и держалась на её противопоставлении старым устоям. Со временем эта идея стала привычной, став частью традиции под знаком IGT. Но нельзя сказать, что эти вина устарели. Если их идеологическая позиция и утратила свой революционный смысл, то их вкус продолжает радовать покупателей. На путь супертосканы встали многие винодельческие хозяйства — Маркези де Фрескобальди. Кастелло Банфи, Кастелло ди Ама, Фонтоди, Фаттория Петроло, Ла Бранкайя и многие другие.

Уходя от бюрократических рамок, виноделы Тосканы расширили возможности вина, пересмотрев традиционные рецепты. Сделав единственным критерием оценки человеческое восприятие, отталкиваясь от вкуса потребителя, они шаг за шагом совершенствовали качество своего вина. Супертоскана стала для виноделов всего мира прекрасным примером ухода от знаменитых брендов в пользу обновления и возрождения на более высоком уровне.

Вина DOCG : Brunello di Montalcino , Carmignano, Chianti, Vernaccia di San Gimignano , Vino Nobile di Montepulcano .

Основные вина DOC : Rosso di Montepulcano , Rosso di Montalcino , Colli Dell’Etruria Centrale, Vin Santo del Chianti, Роminо , Bolgberi …

Тоскана — это, бесспорно, самая известная в мире винодельческая область Италии, преждe всего благодаря своим Chianti и Brunello di Montalcino , которые входят в число лучших итальянских красных вин.

В Тоскане, расположенной в центре страны, господствует исключительный климат, который благоприятствует полному созреванию красного винограда, не нанося при этом ущерба его кислотности.

За такие достоинства Тоскана уже давно вознаграждена тем, что многим здешним винам присуждены категории РОСС и DOC, которые, в принципе, позволяют установить иерархию этих вин.

Среди возделываемых в Тоскане сортов винограда, Санджовезе является посланцем и самым верным представителем этой области. Он, скорее всего, родом отсюда, и имеет несколько разновидностей - например, его местный вариант Брунелло, а также Пруньоло Джентиле, используемый для Vino Nobile di Montepulcano , - и дает сухие вина с легкими танинами, фиалковым букетом и длительным финалом, оттененным легкой горчинкой.

Вопреки распространенному мнению, которому мы доверяем и которое часто встречаем в разных источниках, красные тосканские вина, несмотря на свою щедрую крепость в алкоголе (чаще всего около 13% vol), не предназначены для слишком долгой выдержки.

Разумеется, для некоторых из многих тосканских вин, вошедших в категорию DOCG, можно сделать исключение - главным образом для Brunello di Montalcino , отдавая должное его более высокому потенциалу к выдержке. Однако лично я часто нахожу это вино после 7-10 лет выдержки (точная цифра зависит от года урожая и других факторов - Riserva и прочее) чуть слишком «иссохшим», в котором фруктовые ароматы больше не в силах дополнить древесные.

Конечно же, здесь речь идет о средней продолжительности созревания вина, и, в зависимости от производителя и года урожая, некоторые тосканские вина могут быть уже «конченными» всего через пять лет, хотя они к этому времени порой еще не покинули свою дубовую бочку, тогда как другие только начинают раскрываться и достигают первых признаков расцвета в десятилетнем возрасте.

Заканчивая общее знакомство с винами Тосканы, остается уточнить, что они могут сопровождать не только вкусные блюда этого бесподобного региона, но также и всю международную кухню при условии соблюдения некоторых общих правил.

В Тоскане выращивают красные сорта Санджовезе, Канайоло, придающий вину цвет, тонкость, легкую горчинку и аромат, а также немного Каберне Совиньон и Мерло.

Основные белые сорта: Треббьяно Тоскано, Мальвазия, Верментино, Семийон, Совиньон, Русан, Пино Гриджо, Пино Бьянко, Мускат.

Тосканские вина DOCG

О видах тосканских вин DOCG можно посмотреть в рубрике «Италия» (верхнее меню).

Основные тосканские вина DOC

Наряду с винами D ОСG , которые мы только что рассмотрели, в Тоскане изготавливают вина DOC, уровень которых в действительности очень хорош, ибо эта область славится своей кухней, виноградной лозой и вином. В марте 2000 года в Тоскане насчитывалось не менее 33 наименований РОС, под которыми производят множество вин. Конечно же, трудно ориентироваться в этом море вин, некоторые из которых носят географические названия, одно поэтичнее другого, соединенные с именем виноградной лозы: Мерло, Каберне Совиньон, Пино Нуар, Шароне, Гречетто присоединяются к сортам, с которыми мы уже встречались. Таким образом, можно всегда встретить очаровательные тосканские вина по привлекательным ценам, которые, может быть, менее престижны, чем их прославленные и старшие по званию соседи, но нередко почти настолько же вкусны.

Часто вина DOC производят на той же самой территории, что и вина DOCG, но применяют другую пропорцию или другие сорта винограда, или же используют винификацию, не предусмотренную для вин D ОСG . Таким образом, получаются вина, которые не намного хуже, но просто менее известны.

Речь идет в первую очередь о Rosso di Montalcino, которое выдерживают не более одного года и получают из той же лозы, что и Brunello di Montalcino. Это вино обладает интенсивным цветом, очень фруктовым и восхитительно свежим букетом, сохраняющим хорошую танинную структуру вина. Его рекомендуют, например, к жареному мясу.

Rosso di Montepulciano производят на той же территории, что и Vino Nobile di Montepulciаnо , но его выставляют на продажу, начиная с 1 мая следующего за урожаем года. Фруктовые ароматы этого вина, покрытые легкой танинной структурой, одеты в живое красное «платье». Его предлагают к колбасным изделиям или белому мясу и подают охлажденным.

Colli Dell‘ Etruria Centrale происходит с той же территории, что и Chianti DOCG . Но для этого наименования разрешено использование других сортов винограда и производство многих разновидностей вин. Это могут быть красные вина из сортов Санджовезе и Каберне Совиньон, розовые вина, белые, молодые (Novelli) и, наконец, известные вина Santo, схожие с Vin Santo del Chianti DOС . Их изготавливают из сортов Треббьяно Тоскано и/или Мальвазия, плоды которых высушивают на бамбуковых решетках и затем прессуют. Вино выдерживают в бочках, называемых caratelli, причем версия Riserva стареет в них три-четыре года. Эти вина варьируются от сухих до сладких и подаются на десерт. Впрочем, следует отметить, что у района Chianti нет исключительного права на Vin S anto, и оно встречается по всей Тоскане, а также в других областях Италии.

Провинция Флоренция, в свою очередь, предлагает нам вино Pomino . Красное получают из сортов Санджовезе, Канайоло, Каберне Совиньон, Каберне Фран и Мерло. Оно обладает весьма мощными танинами, ощутимыми в его молодости и становящимися с возрастом бархатистыми, особенно у вина Riserva, которое выдерживают три года.

Белое Pomino - очень привлекательное вино, изготовленное из Пино Блан, Шардоне и Треббьяно, которое можно пить на аперитив и с большинством рыбных блюд.

И, наконец, последнее наименование, на котором мы остановимся на минутку. Его носят вина высокого качества, сопоставимые с лучшими. Речь идет о винах Bolgberi (среди которых Bolgberi Sassicaia ). Они не совсем типичны для Тосканы, ибо в них завезенные сорта винограда преобладают над традиционными. Их изготавливают на берегу моря в провинции Ливорно. Чаще всего используют сорта Каберне Совиньон - для красных вин, которые обладают огромной мощью и высоким потенциалом к выдержке, и Совиньон, Верментино и Треббьяно Тоскано - для белых вин.

25.08.2012 00:31

Рождение феномена супертосканских вин можно объяснить многими причинами. Эта неофициальная, но крайне популярная категория появилась в Тоскане вскоре после того, как итальянское правительство ввело законы по контролю винодельческих зон и формально закрепило нормы производства. Создатели супертосканских вин бросили вызов консервативным правилам, однако их идеи выходили далеко за рамки обычного бунтарства. Желание двигаться вперед, креативность и стремление добиваться максимально возможных результатов – вот лишь несколько доводов, которые виноделы новой волны приводили в свою защиту.

Законы и их нарушители

Взяв за образец французскую классификацию, регламентирующую вино по географическому происхождению и методам его производства, Италия в начале шестидесятых годов приняла собственный свод законов. В их основе лежало создание категории качественных вин с наименованием, контролируемым по происхождению - Denominazione di Origine Controllata (DOC). Позднее появился еще один, более высокий класс DOCG - наименование, контролируемое и гарантируемое по происхождению. Подробные производственные нормативы, закрепленные правилами DOC, во многом опирались на традиционные практики регионов и не поощряли новшеств. Творческий подход и эксперименты фактически оказались вне закона. Другой проблемой было то, что цены на вина из одной зоны были ограничены строго установленными рамками. Чтобы в них уложиться, хозяйства должны были тщательно контролировать затраты. Это также не способствовало прогрессу виноделия.

Тем временем отдельные тосканские производители, ориентированные на качество, нашли для себя во Франции кое-что интересное - маленькие, 225-литровые бочки из нового дуба. Они заметили, что после выдержки в таких барриках вина приобретали дополнительную глубину и богатство букета. Некоторые итальянцы, путешествуя по Калифорнии, были поражены свободой винодельческих приемов и технологий. По возвращении домой они хотели экспериментировать и на своих виноградниках и винодельнях, но власти не поддерживали их вольнодумия. Виноделы тоже не шли на компромисс, однако им ничего не оставалось, как классифицировать свою более качественную, но не отвечающую закону продукцию по низшему разряду столовых вин. По иронии судьбы, первые подобные качественные вина с уничижительной маркировкой vino da tavola теперь считаются одними из лучших вин Тосканы и Италии.

Предвестником супертосканской революции стал маркиз Марио Инчиза делла Роккетта, который к началу семидесятых уже более двух десятков лет делал для себя вино, шедшее вразрез с тосканской традицией. Поместье San Guido находилось в местечке Болгери на побережье Тосканы, далеко от исторических зон производства вина. Его каменистые земли лежали в непосредственной близости от моря и считались малопригодными для виноделия. После экспериментов с несколькими французскими сортами маркиз посадил на своем винограднике Каберне Совиньон, саженцы которого происходили из великого бордоского шато Лафит. Поначалу вино было неприветливым и даже грубым, но постепенно Инчиза делла Роккетта усовершенствовал свое мастерство. В 1965 году он разбил два новых виноградника - с Каберне Совиньон и Каберне Фран. Старые деревянные чаны на винодельне были заменены на емкости из нержавеющей стали, а вина стали выдерживать в барриках из французского дуба. В то время для Италии это было очень необычно.

"Сассикайя" (Sassicaia), как назвали новое вино, возможно, так и осталось бы напитком для узкого круга семьи и друзей, если бы в дело не вмешался Пьеро Антинори, состоявший в родстве с маркизом Инчиза делла Роккетта. Воодушевленный тем, что он нашел в San Guido, Антинори вывел вино в продажу через свои коммерческие каналы. Хотя номинально Sassicaia маркировалось как столовое вино, оно быстро завоевало успех на международных рынках и продавалось по высоким ценам.

Антинори, глава знатного тосканского рода с многовековыми традициями виноделия, решил также устроить эксперимент на собственном винограднике в Кьянти Классико. В 1971 году он, презрев предписанные нормы производства, выпустил «Тиньянелло(Tignanello). Это было первое вино из Санджовезе, выдержанное во французских барриках. Позднее к Санджовезе были добавлены нетипичные для Тосканы сорта Каберне Совиньон и Каберне Фран. В 1975 году было принято решение больше не использовать белые сорта, которые в обязательном порядке добавлялись к винам Кьянти Классико. Как и Sassicaia, Tignanello могло продаваться только под этикеткой столового вина.

История с Антинори получила широкую огласку. Вскоре его примеру последовали другие ведущие производители зоны. Они начали экспериментировать с международными сортами, снижать урожайность виноградников, применять новые технологии и выпускать вина с новым составом - от чистого Санджовезе и Каберне Совиньон до смешанных образцов, в которых находилось место нетрадиционным сортам. Несмотря на разницу в подходах, всех производителей объединяло то, что их вина выходили за рамки законов DOC. Формально это были vini da tavola. Журналисты же быстро окрестили их супертосканскими - благодаря высокому качеству.

Алессандро Франсуа, владелец поместья Castello di Querceto, которое имеет долгую традицию производства в зоне Кьянти Классико, но также известно супертосканскими винами Cignale, Il Sole di Alessandro и другими, находит три основные причины появления супертосканских вин: «Прежде всего они позволили качественным виноделам выпускать долгоживущие вина, в то время как нормы DOC были в основном рассчитаны на производство вин, требовавших немедленного употребления. Во-вторых, они дали возможность экспериментировать с великими международными сортами - Каберне Совиньон, Каберне Фран и Мерло - в лучших винодельческих зонах Тосканы. Наконец, следствием супертосканского феномена стало создание образцов, способных на равных конкурировать с лучшими винами мира».

Еще одним пионером супертосканского движения было хозяйство San Felice, которое в 1968 году выпустило вино Vigorello, сделанное в новом стиле. Виноделы San Felice изменили традиционную формулу Кьянти: вместо белых сортов Треббьяно и Мальвазии к Санджовезе был добавлен Каберне Совиньон. Антинори тем временем продолжил работу с бордоскими сортами. Так появилось еще одно супертосканское вино, Solaia, - на этот раз бленд двух Каберне, к которому позже начали добавлять Санджовезе.

В восьмидесятые годы по соседству с владением маркиза Инчиза делла Роккетта было основано винодельческое хозяйство Ornellaia, принадлежавшее Лодовико Антинори, брату Пьеро Антинори. "Орнеллайя"сталo вторым после "Сассикайи" великим вином Болгери и одним из самых прославленных итальянских вин в мире. Его формулу также составили бордоские сорта - Каберне Совиньон, Мерло и Каберне Фран, и первому отводилась самая большая доля на виноградниках и в вине. Несколько лет назад бленд расширили, теперь он включает еще и Пти Вердо.

Хотя в начале супертосканской революции внимание было сосредоточено на работе с интернациональными сортами и на создании новых для Тосканы стилей вина, виноделы не забывали о Санджовезе. Этот традиционный местный сорт, неразрывную связь которого с землями Кьянти Классико доказал еще барон Риказоли в середине XIX века, по правилам DOC не мог быть винифицирован отдельно. Его необходимо было смешивать с другими белыми и красными сортами. Первым с этой практикой порвал Серджио Манетти из Montevertine, который в 1977 году сделал супертосканское Le Pergole Torte, на сто процентов состоявшее из Санджовезе. Затем подобные вина выпустили еще несколько хозяйств - Isole e Olena, Fontodi и другие.

До середины девяностых годов супертосканское движение было, по сути, движением по пути улучшения качества. Прогрессивные виноделы стремились изменить слабый, безликий характер массового производства тосканских вин. Они делали их более насыщенными в букете, добавляли структуры и плотности, увеличивали потенциал хранения. Хозяйства начали вести серьезную работу на виноградниках, выбирать лучшие клоны, увеличивать плотность посадок, вводить пусть нетрадиционные, но перспективные сорта. Технологии винификации тоже менялись, и одним из главных прорывов стал отказ от больших бочек объемом в несколько тысяч литров из славонского дуба в пользу французских 225-итровых барриков для выдержки вина. Большим преимуществом нового виноделия было то, что оно позволяло находить новые винодельческие территории, особенно на побережье Тосканы, которые до этого считались непригодными для производства качественных вин.

От революции к эволюции

Неловкая для правительства ситуация, когда «столовые» вина имели больше признания и продавались по гораздо более высоким ценам, чем вина DOC, была частично разрешена в 1995 году. В иерархии итальянских вин появилась новая категория - Indicazione Geografica Tipica (IGT). Несмотря на то что производство согласно IGT регулировалось, его правила были не такими строгими, как нормативы DOC. Маркиз Ламберто Фрескобальди, представитель аристократической винодельческой династии, которой сейчас, помимо прочего, принадлежит поместье Ornellaia, заметил: «Независимо от местоположения хозяйства, правила IGT дали возможность каждому производить максимально качественные вина. От богатого иностранца-пенсионера, решившего поселиться в Тоскане, до мелкого или крупного местного производителя - все могут пытаться сделать великое вино, в том числе благодаря использованию сортов, нетрадиционных для нашей территории».

Итак, супертосканские вина нашли свою нишу в категории IGT, однако сюда входили и вина более низкого качества, чем DOC. Как в прежние времена, рынку приходилось ориентироваться на имя производителя и на название вина, хотя самым точным индикатором принадлежности к «супертосканеоставалась высокая цена.

Девяностые годы стали эпохой наивысшего расцвета супертосканских вин. Ключевым для производителей было понятие качества, а потребитель искал продукцию, соответствующую современным вкусам. Успех хозяйства зависел только от способности выпускать качественные вина в стиле, которого требовал рынок, и от их правильного позиционирования. Благодаря использованию известных международных сортов и выдержке во французских бочках вкус супертосканских вин был более понятен широкой публике из разных стран. Эти яркие, насыщенные, мощные, чернофруктовые образцы были облечены в тона сладкой ванили и тоста, которые десять-пятнадцать лет назад находились на пике популярности.

Супертосканский феномен во многом повлиял и на успех новой винной зоны на побережье Тосканы, включая Болгери и Маремму. Эта территория стала одним из самых востребованных мест для производства вина в Италии и воплощает собой почти сказочный сюжет превращения сонного аграрного региона в процветающий винодельческий рай. Большинство прославленных супертосканских вин происходит как раз отсюда.

В наши дни, однако, требования к стилистике тосканских вин начали меняться. Возвращение к классическим ценностям заставляет рынок переключаться на вина, привязанные к конкретному месту происхождения и сделанные из автохтонных сортов. Популярность супертосканской категории постепенно ослабевает, а ее место занимают образцы, отражающие тонкое взаимодействие винограда и его природного окружения. Даже знаменитые вина из Санджовезе, которые по-прежнему маркируются как IGT, - Cepparello от Isole e Olena, Le Pergole Torte от Montevertine и Flaccianello della Pieve от Fontodi, - сейчас считаются подлинным проявлением терруаров Кьянти Классико, а не просто «супертосканой».

На тосканском побережье тем временем наблюдается медленный поворот в сторону вин с наименованием, контролируемым по происхождению. «Сассикайя», начинавшая жизнь как vino da tavola, теперь имеет собственный DOC Bolgheri Sassicaia, а хозяйства Болгери предпочитают классифицировать свою продукцию как DOC Bolgheri. Ламберто Фрескобальди замечает, что «Орнеллайяподчиняется правилам производства DOC Bolgheri, однако «Массето», второе культовое вино хозяйства, сделанное из чистого Мерло, по-прежнему классифицировано как IGT, поскольку его сортовой состав не соответствует нормам зоны.

Ламбето Фрескобальди

Элизабетта Джеппетти, владеющая ведущим хозяйством Fattoria Le Pupille на побережье Тосканы в Маремме и выпускающая знаменитое супертосканское Saffredi, признает, что ажиотаж вокруг супертосканских вин спадает. По ее мнению, сейчас они переживают кризис, вызванный, среди прочего, слишком большим количеством марок. Широкий ценовой диапазон приводит к дальнейшей неразберихе на рынке.

Нет сомнений, что супертосканская революция шестидесятых-семидесятых годов стала главным катализатором прогресса в регионе. Она заставила виноделов задуматься и сделать ставку на качество. Некоторые супертосканские образцы стали классикой великого виноделия Италии. Общие стандарты зон с контролируемым наименованием по происхождению тоже были пересмотрены и теперь позволяют хозяйствам выпускать вина надлежащего качества.

Лучше всего современную ситуацию описал маркиз Фрескобальди: «Супертосканские вина по-прежнему важны, особенно в тех областях, где правила DOC не разрешают создавать блендов, кроме тех, что указаны в производственных нормативах. Я с большим уважением отношусь к хорошим супертосканским винам, потому что свободные правила IGT позволили смелым хозяйствам делать новые вина - или, по крайней мере, вина, отличающиеся от тех, что выпускали в прошлом. На протяжении последних тридцати лет продукция IGT улучшалась из года в год; винам DOC приходилось следовать примеру. Качество вин DOC, несомненно, изменилось в лучшую сторону - они стали богаче, элегантнее и увеличили срок жизни. Однако, если бы не появилась категория IGT, неизвестно, сколько понадобилось бы времени, чтобы вина DOC подтянули свои стандарты до нынешних. Я верю, что супертосканские вина еще не сказали своего последнего слова и что они могут прекрасно соседствовать с винами DOC и DOCG».

Сегодня производители продолжают высоко оценивать вклад супертосканских вин в развитие виноделия, но отмечают, что их роль изменилась. Благодаря общему подъему качества они уже не противопоставляются винам из контролируемых зон производства, и теперь им нужно найти новую позицию. Полезную точку зрения высказывает Марко Риказоли-Фиридольфи, владелец уважаемого поместья Rocca di Montegrossi в Кьянти Классико: «Мы больше не можем говорить, что только супертосканские имеют абсолютное качество и новаторский дух. Сейчас существуют и другие, более знаменитые вина в категории DOCG, которые тоже славятся качеством. Тем не менее супертосканские всегда представляют иную интерпретацию терруаров Тосканы, особенно если их сортовой состав отличается от вин, регулируемых правилами DOCG. На мой взгляд, сегодня нет смысла выпускать вина с супертосканской идеологией, если они сделаны из того же винограда, что и вина DOCG. Вместо этого гораздо интереснее открывать потенциал взаимодействия наших земель и новых сортов. Это показывает, что великие терруары могут производить супервина не только из традиционного винограда. В этом отношении наше вино Geremia можно назвать подлинно супертосканским, поскольку оно демонстрирует потенциал Каберне Совиньон и Мерло, а не тосканского Санджовезе».

Супертосканские вина продолжают вызывать оживленные дебаты как среди виноделов, так и среди ценителей вина, однако можно смело утверждать, что свой вклад в историю Тосканы они уже внесли. Как лирически замечает Алессандро Франсуа, супертосканские вина помогают выражать не только особенности земли, но и чувства и эмоции винодела. Это, безусловно, тоже способствовало их признанию и успеху во всем мире.