Работа с соленым тестом консультации для родителей. Консультация для родителей "Наши руки на для скуки. Лепим из соленого теста". Глазурование изделий яичным желтком

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального

образования г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Консультация для родителей

« Лепка из соленого теста »

Подготовила:

Воспитатель

МАДОУМО г.Нягань

«Детский сад № 10 «Дубравушка»

Кожокарь Е.Ю.

2014

Итак, начнем.

Рецепт соленого теста Прежде всего, мука должна быть самой обыкновенной. Никаких разрыхлителей, красителей и прочих вкусовых добавок! Обычно используют самую дешевую пшеничную муку. В отличие от нее, в ржаной больше клейковины. Поделки из такой муки получаются более грубыми, но зато при сушке меньше деформируются и трескаются. Если в процессе изготовления будущей поделки не планируются мелкие и утонченные детали, как правило, смешивается пшеничная и ржаная мука в равных пропорциях.

Соль – «Экстра». В одной книге прочитала, что можно взять каменную соль и размельчить ее в кофемолке. Ну, давайте морскую попробуем или, например, соль для ванн. Повторюсь еще раз – не надо мудрить! Мы сейчас не о редкоземельных металлах говорим. Соль «Экстра» более чем доступна, продается в любом поселковом продмаге. Она достаточно мелкая и хорошо растворяется.

Вода – обыкновенная холодная вода.

Перейдем непосредственно к приготовлению и всевозможным добавкам.

Перемешиваем соль и муку . Некоторые «специалисты» рекомендуют заранее растворять соль в воде. Мол, таким образом, соль растворится полностью и в тесте не будет кристаллических вкраплений. На деле же получаем насыщенный раствор с непонятным осадком. К тому же точное количество воды, которое может нам понадобиться, мы можем угадать далеко не всегда. А при изготовлении декоративных изразцов и плиток, количество соли увеличивают, чуть ли не в два раза! Столько соли вода в себя не примет однозначно. А потому – не будем изобретать велосипед и продолжим.

Добавляем дополнительные ингредиенты . Для того чтобы наши поделки после сушки и окончательной обработки получались более прочными, добавим одну-две столовые ложки обойного клея. Если добавить картофельный крахмал, тесто станет очень нежным и пластичным. Из такого теста хорошо создавать тонкие, изысканные работы с множеством мелких деталей. Хотя, если вы хотите добавить крахмал, правильнее было бы сварить клейстер и использовать его вместо воды. Следует также помнить, что крахмал делает поделку боле хрупкой. Поэтому тут важно не переусердствовать. Для количества муки, приведенного в нашем рецепте, будет достаточно столовой ложки с горкой. Кстати, в процессе написания этой статьи, у меня возникла мысль об использовании кукурузной муки. Ведь в ней содержится очень большое количество крахмала. Обязательно попробую и в будущем обязательно отпишусь на эту тему.

Замешиваем тесто. Тщательно перемешивая, подливаем холодную воду. Можно использовать всевозможные миксеры и кухонные комбайны, но только на начальном этапе. Хотя по моему скромному мнению, это – лишнее. Степень готовности соленого теста можно определить только руками. Если тесто крошится, добавьте воды. Если оно, наоборот, слишком хорошо тянется и липнет к рукам, значит воды много, и нужно подсыпать немного муки. Скатайте шарик, сделайте в нем пальцем несколько углублений. Если тесто не расплывается и держит форму, значит оно готово. В процессе замешивания рекомендую добавить растительное масло. Теперь тесто не будет липнуть к рукам, быстро пересыхать и покрываться корочкой во время работы. Однако следует помнить, что лучшее – враг хорошего! Если масла много, тесто будет пачкаться, и конечная сушка может затянуться очень надолго. Для нашего рецепта достаточно пары столовых ложек. Для этих же целей некоторые используют глицерин и, даже, детский крем. На счет крема ничего не скажу. Но если вы планируете заниматься с ребенком, можно добавить какую-нибудь приятную отдушку. Например – несколько кристаллов ванилина. Если будете добавлять красители, то более подробную информацию можно найти в статье « Цветное тесто ».

Заворачиваем готовое тесто в пакет и кладем его в холодильник. В таком виде оно может храниться достаточно долго. Кстати, через несколько часов такого хранения полностью растворятся остатки соли. Да и остальные составляющие вступят друг с другом в окончательную реакцию. Главное – не забыть перед работой еще раз тесто замесить. Как правило, я готовлю его с вечера, а непосредственно лепкой занимаюсь на следующий день.

Итак,

точных, идеальных и однозначно правильных рецептов не существует! Жесткость воды, качество муки и соли, даже температура могут повлиять на конечный результат. Так что, если вы только начинаете интересоваться тестопластикой, воспользуйтесь рекомендациями, приведенными выше. Не бойтесь экспериментировать, и, вполне возможно, со временем у вас выработается свой, эксклюзивный рецепт приготовления соленого теста!

Когда люди начали лепить из теста фигурки? Да, наверно, с тех давних времен, когда научились добывать муку для этого теста! В истории каждой древней цивилизации существуют упоминания о тестопластике, как о важной части религиозных обрядов, народного творчества и, даже, жертвоприношений. Ведь мука и вода, как и хлеб, который из них делают, являются неотъемлемой частью человеческой культуры.

Поскольку целью данной вступительной статьи являются не исторические изыскания, мы опустим внушительный список стран, в истории которых находятся свидетельства применения соленого теста. Скажем только, что традиция эта действительно очень древняя, и распространена она на всех континентах. Ну, разве, что пингвины в Антарктиде еще не освоили этот замечательный промысел.

Вернемся ко дню сегодняшнему. За многие века существования, техника работы с соленым тестом практически не изменилась. Все те же мука и вода. Для того чтобы уберечь поделку от всевозможных вредителей, добавим соль. Вот, собственно и все, что нужно! Ах, да! Мы забыли упомянуть про огромное желание, сделать своими руками красивую вещь!

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, музицирование. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки - ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто.

Человек издавна научился готовить из муки и воды - лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала - совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.

Творить и созидать - это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5. Развивает творчество ребенка.


Консультация для родителей
«Лепка из соленого теста – это удовольствие и радость!»

Тесто – мягкий, податливый материал, экологически чистый и понятный детям. К тому же все необходимые материалы легкодоступны: у мамы и бабушки на кухне всегда найдется мука, соль, вода и «секретные ингредиенты». Лепка, один из самых интересных видов деятельности. Процесс лепки способствует развитию чувству формы, объема, пропорций, зрительных и тактильных ощущений, творческого воображения и восприятия, а самое главное – это естественное развитие в гармонии с природой.

Цель занятий лепки из соленого теста:

Вызвать у ребенка интерес к лепке и в легкой игровой форме познакомить его со свойствами и приемами лепки из соленого теста.
Тесто имеет свойство мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, крошиться, подсыхать. Важно научить не только лепить разные фигуры или даже целые композиции, но и посредством лепки из соленого теста развивать мелкую моторику руки, а также творческие способности, фантазию и воображение.

Материалы требуемые для лепки из соленого теста:
деревянная или пластмассовая дощечка для лепки
стеки
фигурные валики
фигурные стеки (узоры)
влажная тряпочка или салфетка
кисточка для смачивания теста водой
скалка
терка
ситечко
стаканчик для воды
песочные формочки
краски гуашевые или акриловые
противень
мука (ржаная, пшеничная, овсяная)
подсолнечное масло
соль «Экстра»
обойный клей
клей «Момент» для приклеивания изделия на готовый фон.

Техника лепки из соленого теста.

1. Подготовьте заранее рабочее место, оснастив поверхность стола деревянной дощечкой или пластмассовой, приготовьте стеки, влажные тряпочки. Замесите тесто, тщательно его вымешав, по необходимости добавьте дополнительные ингредиенты.
2. Прежде чем начать лепить, разомните в руках кусочек теста, это придаст ему большую пластичность.
3. Части поделки из соленого теста хорошо прилипают друг к другу, если место соединения смочить водой. Сделать это можно при помощи небольшой кисточки из щетины.
4. Тесто, с которым вы в данный момент не работаете, положите под пленку или целлофановый пакет, тогда оно не высохнет. Если вы работаете с тестом разных цветов, то поместите каждый кусочек теста определенного цвета в отдельный пакет.
5. Если вы готовое изделие будете сушить в духовке, то делайте это либо на подносе, либо в жаростойкой посуде.
6. Если вы хотите украсить поделку отпечатками, то сделайте это сразу после лепки, иначе тесто покроется сухой корочкой и украшение не получится. Для отпечатков можно использовать любые предметы.
7. Тесто можно хранить в холодильнике не дольше одной недели.

Из соленого теста можно делать все что угодно: подсвечники, рамочки для фотографий, домики, зверей, овощи и фрукты, машины и самолеты, буквы и цифры. Украсить их можно крупами, пуговицами, ракушками, бисером и макаронными изделиями, ниточками и лентами. Сделать можно все, на что только хватит фантазии, вдохновения и желания.

Рецепты приготовления соленого теста.

Известны разные рецепты соленого теста. Так, в одном из них в тесто добавляют растительное масло, но в этом случае изделия оставляют жирные отпечатки. В некоторых рецептах в тесто предлагается добавлять виниловый клей. С таким тестом нужно быть очень осторожным, особенно если вы работаете с маленькими детьми: клей токсичен, а малыши любят все пробовать «на зуб». Такого рецепта, который подходил бы всем, нет. Необходимо поэкспериментировать и выбрать тот, с которым именно вам приятно работать. Тесто может быть крутым или мягким, в зависимости от количества муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды; если же оно прилипает к рукам, добавьте муки.

Рецепты:
– мука пшеничная (2 стакана),
-соль «Экстра» (1 стакан),
-вода (3/4 стакана),
-растительное масло (1-2 ст.л.),
- сухой обойный клей (1-2 ст.л.).
- мука ржаная (1-2 стакана),
- соль «Экстра» (2 стакана),
- вода (3/4 стакана).
«Секретные ингредиенты».

Ребенку интереснее лепить не только из белого теста, но и из цветного.
- гуашевые краски,
- пищевые красители (для пасхальных яиц),
- свекольный сок,
- какао,
- специи, сухая трава (ромашка, мята, мелисса)
Чтобы соленое тесто не рвалось и крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным. В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем муку. Все хорошо перемешайте. Или хорошо перемешайте соль и муку, постепенно добавляя воду до получения однородной массы. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало. Долго хранить готовое тесто не желательно, потому что при этом теряется его первоначальный цвет: оно становится сероватым.

Как высушить поделку из соленого теста.

Сушка – важный этап в изготовлении изделий из соленого теста. Вы задумали и сотворили из него нечто замечательное! И вдруг в результате поспешного или неправильного обжига изделие треснуло…
Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем больше понадобится времени. Зато этот способ самый экономичный. Летом готовое для просушки изделие положите на освещенное солнцем место.

Сушкой на батарее центрального отопления удобно пользоваться зимой. Поделку следует положить на фольгу или ткань и оставить на батарее до полного высыхания.

Чтобы поделки хорошо сохранились, после того как они будут просушены и раскрашены, покройте их прозрачным жидким лаком. Это надежно защитит их от влаги. Если не нравится зеркальный блеск, используйте матовый лак.
Изделия из окрашенного теста, кроме тех, в которые был добавлен какао – порошок, следует просушивать при температуре не выше 125 С, иначе их цвет может измениться.
Если вы работаете с несколькими цветами теста, то вы легко можете сделать из них новые тона. Для этого просто нужно перемешать между собой кусочки теста разного цвета.
Тесто должно быть хорошо вымешано, не липнуть к рукам и не крошиться.
Если тесто плохо лепится, добавьте воды.
Если прилипает к рукам, добавьте муки.
Поделки лучше делать из маленьких частей, так они будут качественнее и красивее.
Если решили подкрасить само тесто, краски добавляйте совсем немного.
Тесто хорошо комбинируется со многими материалами.

Раскрашивание изделий из соленого теста.

Готовые изделия можно раскрасить полностью или частично. Прекрасно смотрятся изделия натурального теста с минимальным использованием красок. Однако, если вы хотите полностью раскрасить изделие, рекомендуется использовать акриловые краски. После высыхания они не пачкают руки и не размазываются. Для раскрашивания можно использовать и акриловые краски. Для этого акварель размешивают кисточкой с минимальным количеством воды и наносят на изделие так, чтобы краска не растекалась. Раскрашенные таким образом изделия необходимо закрепить лаком. Гуашевые краски тоже могут быть использованы для раскрашивания. В этом случае в гуашь следует добавить немного клея ПВА.
Чтобы окрасить соленое тесто из пшеничной муки, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску нужно добавлять при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то тесто следует разделить на части по количеству цветов. Затем из этих частей слепить маленькие шарики, в середине сделать углубления. Далее в эти углубления закапать краску, и разминать до равномерно окрашенной массы.

Лакирование.

Для того, чтобы краски не выгорали или случайно попавшие на поверхность изделия капли воды не испортили работу, фигурки лакируют. Лакирование используют при необходимости и по желанию автора. Применяют как жидкий, так и густой лак. Жидкие лаки плохо защищают изделия из соленого теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И все же хорошо использовать именно жидкий лак, тогда изделие будет выглядеть более румяным и менее блестящим. Густые прозрачные лаки, напротив, надежно защищают изделие от влаги, достаточно покрыть его лаком один – два раза.

Виктория Попова
Консультация для родителей «Лепка из соленого теста»

Лепка в дошкольном возрасте рассматривается и как средство и как условие развития творческого потенциала ребенка. Лепка – разновидность детской изобразительной деятельности, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства для отражения субъектно-актуального содержания к окружающей действительности, в объеме и через использование мягкого Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, развитию навыков и умений .

Значение лепки состоит в том , что совершенствуется мелкая моторика рук, развиваются художественно-творческие способности, воображение, конструкторские способности , пространственное мышление. Работа с пластическим материалом способствует воспитанию характера : усидчивости, умению планировать свою деятельность .

В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто . Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой , как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада .

Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала – совсем другое дело.

Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать .

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников : повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел .

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста . Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом , пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста , передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те творческие способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие .

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития творческих способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа. Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.

Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творческих способностей у детей.

Развитие творческих способностей у детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного . Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов (в частности из соленого теста ) благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства : радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка – объемный способ пластического изображения предметов. Лепка обеспечивает придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям .

Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста , ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте» . Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.

Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества

Часто родители жалуются на нехватку времени для занятий с детьми в домашних условиях. А что, если совместить приготовление ужина с желанием ребёнка находиться рядом с родителями и заниматься с ними творчеством? Лепка из солёного теста поможет Вам занять малыша на кухне. Ведь работа с солёным тестом – занятие интересное и увлекательное, а также одно из самых полезных для детей. Ещё Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №131 городского округа Самара.

Консультация для родителей

«Работа с нетрадиционными материалами.

Солёное тесто».

Подготовила воспитатель Меладзе О.В.

Работа с солёным тестом – занятие интересное и увлекательное. Особенно привлекает детей эта работа тем, что впоследствии фигурку, выполненную своими руками можно раскрасить. Для этого подойдут любые водные краски, а для того, чтобы изделие не пачкало руки, его можно покрыть лаком. Это придаст изделию прочность и дополнительную привлекательность.

Солёное тесто, как материал для лепки привлекателен тем, что он пластичен, не токсичен, доступен по цене, не требует дополнительного оборудования при сушке. Достаточно поместить детские работы недалеко от батареи и через несколько дней вы получите прекрасную форму для раскрашивания. А если учесть психологическую особенность детей к быстрой смене видов деятельности и стремление возвращаться к ранее начатым работам снова и снова, то мы получаем прекрасную возможность при работе с солёным тестом удовлетворить потребность наших детей в творческих изысканиях.

И так, какие же способы работы с солёным тестом мы можем предложить юным творцам?

В младшей группе я, обычно, предлагаю детям изготовление фигурок с помощью формочек. Этот способ лепки я назвала «штамп». Для этого солёное тесто раскатывается до 0,5-1см толщиной. А малыши формочками, которые они выбрали сами, вырезают фигурки. Таким образом, дети знакомятся с материалом, узнают его свойства. При этом не надо забывать о прекрасной возможности стимулировать у детей мелкую моторику рук.

Сделанные и раскрашенные таким образом игрушки могут служить замечательным украшением на Новогодней ёлке, только не забудьте помочь малышу сделать дырочку в игрушке, пока тесто ещё не высохло.

Затем можно показать детям приём раскатывания теста между ладонями. С помощью этого приёма малыши учатся лепить шарики и столбики. Из них у детей получаются герои любимых сказок (Колобок, зайчик, медвежонок и т.д.), а так же атрибуты к сюжетно- ролевой игре «Магазин» - это фрукты и овощи, с которыми впоследствии дети с удовольствием играют.

В возрасте 4-5 лет дети с удовольствием лепят объёмных птиц и животных. Можно самим придумать сказочных птиц с необыкновенной окраской и оперением. Большую радость доставит детям лепка птенцов, которых после раскрашивания можно поместить в маленькие корзиночки – гнёзда. А коллективная работа «Лебеди на озере» доставила детям массу творческого наслаждения. Работая над этим изделием, дети закрепили приём надрезания теста. В дальнейших работах этот приём встречается довольно часто. Пример тому, панно «Подсолнухи», выполненный группой детей в подготовительной группе.

В старшем возрасте, когда ребята расширяют знания о разнообразии приёмов работы с солёным тестом, их изделия несут в себе более декоративно-прикладные функции.

Пейзаж «Зимняя избушка» выполнялся с помощью трафаретной лепки. Дети сами выбирали трафареты избушки. А затем накладывали на них «колбаски». Для выразительного показа структурности коры дерева использовалась стека. Техника рваной бумаги при изображении кроны зимнего дерева, дополнила выразительность композиции.

С большим удовольствием дети старшего дошкольного возраста изготавливают барельефные картины и панно. Приёмы изготовления таких работ не сложны, но очень эффектны и колоритны.

В подготовительной группе дети освоили более сложные приёмы работы с солёным тестом. Умение подрезать стекой вылепленные пластины, позволило расширить возможности художественного изображения на декоративных панно. А плетение косичек и ковриков помогло детям создавать изделия не только красивые, но и полезные в быту. Так, дети из пластиковой бутылки сделали вазу для мамы на 8-е Марта. А малышам на память подарили подставки для кисточек.

Но наиболее сложными работами, являются работы, выполненные на каркасе. При изготовлении «Барышни» по мотивам Дымковской игрушки, потребовалась помощь воспитателя. Работа носила длительный характер, но тем ценней был результат.

Хотелось бы отметить, что приготавливая материал для работы, необходимо учитывать, какое изделие будет сегодня изготавливаться. Для крупных фигурок, массивных и высоких, требуется очень крутое тесто, иначе весь труд пропадёт, так как тесто оплывёт под собственной тяжестью. Если же вы собираетесь плести из теста косички или вам нужно будет в работе использовать приём прищипывания, то тесто должно быть более эластичным, следовательно, в него нужно влить чуть больше воды.

Если в составе теста недостаточно соли, оно может забродить при длительном хранении.

Самый простой способ

приготовления солёного теста.

  1. Одна весовая часть мелкой соли.
  2. Две части муки.
  3. Одна чайная ложка крахмала.
  4. Одна чайная ложка глицерина или подсолнечного масла.
  5. Одна часть воды.

Вначале необходимо тщательно смешать соль, муку и крахмал. Только потом небольшими порциями вливать воду.

Желаю приятного творчества!


«Консультация-практикум для воспитателей и родителей «Чудеса из соленого теста» Воспитатель высшей категории: Романова Ольга Николаевна Немного об истории соленого теста...»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 9 второй категории»

Консультация-практикум для воспитателей

и родителей

«Чудеса из соленого теста»

Воспитатель высшей категории:

Романова Ольга Николаевна

Немного об истории соленого теста

Тесто - удивительно пластичный материал для лепки различных

фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина,

тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время.

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников иод Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Но прежде чем превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».

Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются и дети и взрослые.



Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты - деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции.

Рецепт соленого теста Есть разные рецепты соленого теста. Например, в одном из них в тесто добавляется растительное масло. Однако изделия в этом случае оставляют жирные отпечатки. В некоторых рецептах предлагается добавлять в тесто виниловый клей. С тестом, приготовленным по такому рецепту, нужно быть очень осторожным, особенно если вы работаете с маленькими детьми. Ведь клей токсичен, а малыши любят все пробовать «на зуб». Наш рецепт состоит из 100% экологичных и поэтому безопасных материалов - воды, муки и соли.

Практическое задание для воспитателей.

Для теста:

Мука - 2 части,

Соль «Экстра» - 1 часть,

Вода (обязательно холодная) - 1 часть,

Полиэтиленовый пакет для хранения теста В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем - муку. Все хорошо перемешайте. Или хорошо перемешайте соль и муку, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало Соленое тесто, оставленное в открытом виде, на воздухе очень быстро сохнет, поэтому емкость с тестом держите закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.

Сушка изделий из соленого теста Сушка - очень важный этап в изготовлении изделий из соленого теста.

Представьте: вы задумали и сотворили из него нечто замечательное. И вдруг - в результате поспешного или неправильного обжига - изделие треснуло и все пошло насмарку! Вот действительно большое разочарование!

На открытом воздухе при комнатной температуре

Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем понадобится больше времени. Зато этот способ самый экономичный. Однако имейте в виду, что при воздушной сушке на поверхности изделия, которая контактирует со столом, образуются углубления. При воздушной сушке влага испаряется медленно, поэтому на высушивание каждого миллиметра толщины изделия требуется 1 день сушки. Летом для высушивания используйте солнечное тепло: готовое для просушки изделие положите на освещенное солнцем место.

–  –  –

1 час - при t 50°С 1-2 часа - при t 75°С 1 час - при t 100-125°С 0,5 часа - при t 150°С Для просушивания объемных работ потребуется больше времени. Можно пользоваться также другой формулой расчета: время сушки в духовом шкафу электроплиты на белом противне - 1 час на каждые 0,5 см толщины при температуре 75°С. Далее независимо от толщины:

1/2 часа при температуре 100°С 1/2 часа при температуре 125°С 1 час при температуре 150 °С

Подрумянивание - при 200°С строго под наблюдением!

Время, которое понадобится для просушки поделок в духовке, рассчитать точно трудно. Все духовки немного отличаются друг от друга. Поэтому, чтобы было меньше огорчений от испорченной работы, сделайте несколько образцов, например, слепите лепешки разной толщины и просушите их в своей духовке, меняя температуру. После того как фигурки из соленого теста высушите в духовке, охладите их. Пока изделия горячие, они очень хрупкие, поэтому обращайтесь с ними очень осторожно.

При сушке в духовом шкафу сначала включите только верхний огонь и просушите изделие на нем до тех пор, пока его поверхность не начнет подрумяниваться. После этого изделие уже не деформируется. Затем установите противень на среднем уровне духового шкафа. Если вы хотите придать изделию бежевый оттенок, используйте верхний огонь чуть дольше.

Если на изделии появляется легкая выпуклость или изделие слегка вздувается, значит, температура в духовке слишком высокая, в этом случае на обратной стороне изделия могут образоваться трещины.

На просушку изделия в газовой плите времени требуется в два раза меньше, чем в электрической. Чтобы высушить готовое изделие, аккуратно, с помощью широкого ножа или лопатки, перенесите его с рабочего стола на присыпанный мукой противень, стараясь не повредить при переносе.

Просушите дня два поделку сначала на открытом воздухе, затем в духовке при температуре 50°С, постепенно повышая температуру, но не выше 150°С.

При слишком высокой температуре изделие может вздуться, иногда даже появляются трещины. Вздувшиеся поделки исправить не удастся, а трещинки легко замазать. Для этого разведите немного муки с водой, добавьте клея ПВА, хорошо перемешайте и нанесите эту массу на трещинку, затем стекой или пальцем вотрите в нее смесь. Изделие не должно остаться сырым. Его готовность определяют по звуку. Постучав по готовому изделию пальцем, вы услышите звонкий звук. Если звук глухой, изделие нужно досушить. Для крупных изделий можно использовать комбинированную сушку: вначале несколько дней на воздухе, затем - в духовом шкафу.

Примечание. Если начинать сушить изделие при закрытой дверце духового шкафа, то на поверхности образуются пузыри.

–  –  –

Этим способом очень удобно пользоваться зимой, когда батареи центрального отопления хорошо нагреты. Поделку положите на фольгу или ткань и оставьте на батарее до полного просыхания.

–  –  –

Постучите указательным пальцем по изделию. Если звук приглушенный, значит, внутри модель сыровата и ее нужно еще на некоторое время оставить в печи. Если же звук звонкий, значит, изделие высушено. Если вы уже взяли изделие с противня, положите его на кухонную варежку-прихватку и постучите по его внутренней стороне

Глазурование изделий соляным раствором и подрумянивание

Когда изделие высушено, его можно глазуровать. После этого изделие заиграет переливами о п ен к о в от белого до золотисто-коричневого цвета.

Глазурую! изделие в течение часа. Для этого с помощью кисточки его смазывают крепким соляным раствором (соотношение воды и соли 2:1), а затем помещают в духовой шкаф при температуре от 50°С до 150°С. Когда первый слой раствора высохнет, изделие смазывают повторно. Операцию повторяют несколько раз. Такой способ придает фигуркам гладкость.

Поскольку соль кристаллизуется на поверхности изделия, оно приобретает особую благородную белизну.

Однако фигурке можно придать другой оттенок в зависимости от температурного режима духовки. При температуре 50°С изделие остается белым, при температуре 150°С - приобретает интенсивный бежевый цвет.

Золотисто-коричневый оттенок получается при температуре 200°С.

Глазурование изделий яичным желтком

Фигурке можно придать аппетитный вид румяного теста с помощью глазурования смесью яичного желтка и воды. После глазурования солыо смесь нанося! на изделие несколько раз и высушивают при более высокой температуре (примерно 150°С). Дверца духовки при этом должна быть закрыта.

Раскрашивание

Готовые изделия можно раскрасить полностью или частично.

Прекрасно смотрятся изделия цвета натурального теста с минимальным использованием красок. Однако если вы хотите полностью раскрасить изделие, рекомендуется использовать акриловые краски. После высыхания они не пачкают рук и не размазываются.

Для раскрашивания можно использовать также акварельные краски.

Для этого акварель размешивают кисточкой очень густо с минимальным количеством воды и наносят на изделие так, чтобы краска не растекалась.

Раскрашенные таким образом работы необходимо закрепить лаком.

Гуашевые краски гоже могут быть использованы для раскрашивания. В этом случае в гуашь следует добавить немного клея ПВА. Чтобы окрасить готовое вымешанное соленое тесго из пшеничной муки, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску можно добавить при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то готовое, вымешенное тесто следует разделить на части по количеству цветов.

Лакирование Для того чтобы краски не выгорали или случайно попавшие на поверхность изделия капли воды не испортили работу, фигурки лакируют.

Лакирование используют при необходимости и по желанию автора.

Применяют как жидкий, так и густой лак. Жидкие лаки плохо защищают изделия из соленого теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И все же используйте именно жидкий лак, если хотите, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим. Если состав жидкий, изделие необходимо покрывать лаком и высушивать несколько раз.

Густые прозрачные лаки, напротив, надежно защищают изделие от влаги, и ими тщательно покрывают модели со всех сторон. Если вам не по вкусу зеркальный блеск, используйте матовый прозрачный лак. Если состав густой, изделие достаточно покрыть лаком один-два раза.

Сегодня в продаже есть много различных лаков в аэрозольной упаковке. Используя такие лаки, достаточно сбрызнуть изделие один раз, и краски заиграют ярче, а работа будет надежно защищена.

Поделки из соленого теста Соединя ть детали удобно с помощью кисточки и воды. Вода в данном случае nrpaei роль клея. Нанесите кисточкой небольшое количество воды на поверхности соединяемых деталей и аккуратно прижмите их друг к другу, стараясь не смять. Если воды окажется слишком много, тесто может расползтись.

Существует несколько основных приемов лепки. В основе изготовления практически всех элементов лежат шарик и колбаска. Для украшения изделий из соленого теста используется множество различных мелких элементов: цветочки, ленточки, ягодки, листочки, косички и т. д.

Для изготовления листьев необходимо раскатать колбаску, разрезать ее на одинаковые части-иилиндры, которые затем следует скатать в шарик.

Шарик нужно расплющить в лепешку и большим и указательным пальцами сформировать лист. Прожилки можно прорисовать с помощью зубочистки.

Розочки можно изготовить из тонко раскатанной ленты, аккуратно накрученной на зубочистку. При этом формируется нужный размер и форма цветка.

При изготовлении фигурок людей основой служит колбаска, которой нужно придать конусообразную форму. Для лепки головы используют шарик из теста необходимого размера. Более сложные плоскостные элементы или фигурки лучше вырезать из раскатанного теста по заранее изготовленному шаблону.

Обработка теста предметами домашнего обихода часто дает впечатляющий эффект. Например, расческой можно нанести на тесто ажурный узор, а при помощи разных незатейливых вещиц поверхность изделия можно сделать рельефной.

Для работы с тестом вам понадобятся:

Баночка с водой для смачивания пальцев и кисточки,

Пластмассовый нож,

Доска для лепки,

Скалка для раскатывания теста,

Зубочистки,

Чесночница (для оформления "причесок")

Маникюрные ножницы с закругленными концами.

Еще может понадобиться множество других полезных вещиц, таких как трубочки для коктейля, фольга пищевая, прозрачные ячейки из-под таблеток, бисер, горошинки черного перца, колпачки от фломастеров и другое:

Чесноковыжммалка. Если вы воспользуетесь чесноковыжималкой, то из тесга получатся кудряшки в форме спагетти. Из них вы сможете сделать для моделей волосы, шерст ь и другие декоративные детали Насадки для кулинарного ширина. Если вдавливать в тесто насадки для кулинарного шприца, то получаются декоративные узоры из кружков, звездочек и сердечек.

Чайное ситечко. Из теста, пропущенного через чайное ситечко, получается тончайшая «вермишель», если при замешивании теста была использована соль очень мелкого помола.

Расческа. Расческой па тесте можно отпечатать ребристый продольный узор, вдавливая ребра ее зубчиков в гесто. Кончиками острых зубцов расчески делают узор из точек.

Похожие работы:

«В. И. ПАНТИН ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ РОССИИ: МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ В статье рассматривается историческая роль России с точки зрения социоестественной истории и цивилизационного подхода. Главная идея заключается в том, что Россия находится между Западом и Востоком не только с географической, но и с политичес...» г. Майкоп, тел.:8-929-885-13-66 Адыги в мировом социокультурном пространстве: исторический аспект (Рецензирована) Аннотация. В статье даетс...» контекст. Это дало возмож­ ность показать, что ру...»