Опыты с капустой. Лакмусовые бумажки из сока краснокочанной капусты

Окружная научно-практическая конференция

младших школьников «Я познаю мир»

Направление «Биология»

Цветочное волшебство

Выполнила: ученица 3 класса

ГБОУ СОШ пос. Октябрьский

Губина Анастасия

Научный руководитель:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ пос. Октябрьский

Марценюк Елена Петровна

п. Октябрьский

Введение ……………………………………………………………………….3

§ 1.Основная часть…………………………………………………………….6

§ 2. Проведение опыта о движении воды в растениях…………………...…...8

§ 3. Изучение строения стебля растения на опыте с пекинской капустой.…9

§ 4. Эксперимент с окрашиванием капустных листьев в разные цвета…….10

§ 5. Объяснение опытов. ……… ………………………….……….…………11

§ 6. На основе своих опытов, я расскажу более подробно, как покрасить цветок……………………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………...14

Список использованной литературы…………………………………….….15

Приложение……………………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

На праздники принято дарить дорогим, любимым людям, особенно женщинам, цветы. Я задумалась, чем бы мне удивить свою маму и бабушку. И с этим вопросом обратилась во всемирную сеть Интернет. Там я нашла огромное количество идей, но одна меня поразила и удивила свой простотой, красотой и необычайностью. Это – цветы необычных окрасок.

Цель: получение капустных листьев разной окраски

Задачи:

1.Изучить информационные источники с целью получить больше информации о цветах необычного цвета

Объект исследования: всасывание пищевого красителя.

Предмет исследования: капустные листья

Гипотеза исследования: листья капусты окрасятся в цвет пищевых красителей.

Методы исследования:

            Теоретический:

Сравнение, сопоставление;

Наблюдение;

Обобщение.

            Эмпирический:

Изучение литературы;

Экспериментирование;

Обобщение, вывод.

Практическая значимость исследования:

1. Искусственное изменение окраски листьев.

2. Данная работа может быть использована на уроках «Окружающий мир» в начальных классах.

Обзор информационных источников:

В книге «Растения» из серии «Сделай сам» описываются опыты с цветами белого цвета, эти опыты показывают, как вода движется по стеблям растений и как она попадает в листья. Они дают забавные результаты. В книгах: «Хочу всё знать!: Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта», рассказывается «о загадочном» цвете цветов, проводятся различные эксперименты. В Интернете дан огромный выбор информации по теме моего проекта, основываясь на полученные знания, я смогла получить необычного цвета, «волшебной» окраски листья пекинской капусты, воспользовавшись техникой искусственного окрашивания.

План работы исследования.

Сроки реализации

1. Определение темы исследования.

Октябрь 2015г

2 . Сбор информации из разных литературных источников и Интернета.

3. Отобрать лучшие рецепты для практического исследования.

4. Проведение опыта о движении воды в растениях.

5. Изучение строения стебля растения на опыте с пекинской капустой.

6. Эксперимент с окрашиванием листьев пекинской капусты в разные цвета.

7. Объяснение опытов.

8. Результаты моих экспериментов с окрашиванием белых листьев капусты.

9. Формулирование вывода, из полученных на практике знаний.

10. Создание презентации с помощью компьютерной программы: «Power Point2007».

§ 1. Основная часть

В этом году на праздник нашему учителю подарили синие хризантемы. Все ребята заинтересовались ими. Нас интересовал вопрос живые ли они. Все хотели их потрогать и рассмотреть поближе. Оказалось, это были настоящие живые цветы. Тогда у меня возник вопрос: существуют ли в природе цветы необычной окраски, например синей или зеленой. Я воспользовалась интернет источниками и узнала, что цветы такой окраски существуют, например:

Циния георгиноцветковая - крупноцветковый, однолетний сорт с цветками необычной окраски. Растение мощное высотой до 60 сантиметров. Цветки крупные, махровые, полушаровидной формы, редкой зелёной окраски.

Крестовник . Выращивается как однолетник. Листья овальные, светло-зеленые, слегка опушенные. Цветки похожи на маргаритки самых разнообразных оттенков, часто двухцветные, иногда махровые.

Для того чтобы провести опыт с окрашиваниеммне пришлось, сначала изучить строение стебля и провести опыты.

Стебель растения представляет собой осевую часть побега, состоящую из узлов и междоузлий. Основная роль стебля в жизнедеятельности растения – опорная (механическая), ведь на стебле расположены листья, почки, цветки, органы спороношения.

На стебле листья в оптимальном порядке размещены так, чтобы с максимальной производительностью осуществлять фотосинтез. Также не менее важна функция стебля растения как посредника между листьями и корнями, то есть проводящая.

Стебель выступает связующим звеном между корневой системой, через которую вода с минеральными веществами попадает в растение и листьями, где происходит синтез органических веществ. Проводящие ткани стебля, листьев и корня составляют единую структуру, обеспечивающую передвижение веществ в организме растения.

Таким образом, главные функции стебля – опорная и проводящая. Стебель цветковых растений имеет проводящие сосуды и ситовидные трубочки, по которым вода и минеральные соли поднимаются вверх в цветок.

У роз и гвоздик стебель плотный, вода и минеральные соли поступают к листьям и цветам значительно медленнее. А у тюльпана стебель трубчатый с полыми ситовидными трубками, поэтому движение воды и минеральных веществ происходит быстрее. Так же как и у тюльпанов у капусты центральная часть листа трубчатая и движение воды происходит очень быстро.

§ 2. Проведение опыта о движении воды в растениях

Этот опыт покажет, как вода движется по стеблям растений и как она попадает в листья. (см. фото №1)

Подготовка к работе

Мой материал:

Пищевой краситель;

Листья пекинской капусты;

На дно стакана налить 100г воды и добавить 1ч. ложку

красителя. Поставить листья в стаканчики.

Чем больше добавить краски в воду, тем гуще

будет цвет у листьев.

Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и

поднимается до самых краев листка. Сначала новый оттенок появился

лишь на кончиках лепестков. Через час почти все листья

будут «перекрашены». (см. фото №2)

§ 3. Изучение строения стебля растения на опыте с пекинской капустой

У некоторых растений, например у капусты, можно довольно четко видеть каналы, по которым идёт вода. Проделав этот опыт, увидим их ещё лучше.

Потребуется:

Белые лисья капусты;

Пищевой краситель;

Налить в стакан немного воды и добавить 1ч. ложку пищевого красителя. Поставить листья в воду. Наблюдать через каждый час за листочками.

Чтобы поддерживать жизнь, растению нужно обеспечить водой свои листья. Через сосуды находящиеся внутри стебля, оно втягивает окрашенную воду вверх.

Как растения получают воду?

Большинство растений всасывают воду из почвы своими корнями, в которых есть крошечные дырочки. Вода поднимается к листьям через находящиеся в стебле сосуды, называемые ксилемами. Вода, которая не нужна растению, испаряется через дырочки в листьях, называется устьицами. Ток воды в растениях называется транспирацией.

§4. Эксперимент с окрашиванием капустных листьев в разные цвета

Для окрашивания листьев капусты:

Берем стакан с водой комнатной температуры, разводим в ней краситель любого оттенка. Я выбрала синий, красный иоранжевый. Под струей воды отрезаем кончик стебля острым ножом (под струёй для того чтобы не возникла воздушная пробка, которая препятствовала проникновению воды), затем очень быстро ставим листья в приготовленную окрашенную воду. (см. фото №3)

Наблюдаем: уже через пол часа(12.00) прожилки у листочка, который стоит в «синем» стаканчике, начинают голубеть, листочки в красном и оранжевом стаканчиках без изменения. (Кстати, чем сильнее раствор, тем быстрее окрасится лист), еще через 1 часа (13.30) окрасились листья в голубой цвет и оранжевый цвета, а второй лист начинает краснеть. (см. фото №4)

Еще через 2 часа (15.30), голубой лист весь окрашивается равномерно, красный и оранжевый листочки приобретают тоже яркие цвета. Вечером, когда мы с мамой приехали с занятий по танцам, мои листочки приобрели сказочные, необычные цвета. (см. фото №5)

Таким образом, окрашивание листьев произошло даже меньше чем за сутки. Вот такое волшебство.

Из опыта можно сделать вывод, что действительно можно окрасить листья, а значит и цветы в домашних условиях. Они получаются красивыми и необычными, но есть минус, такие листочки быстро погибают. Чем сильнее был пищевой раствор, тем быстрее погибнет листок. Если вам понравилась моя работа и вы желаете повторить её, то я для вас заготовила небольшие памятки.

§5. Объяснение опытов

Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Листья, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать воду.

Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы, похоже, у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка.

§6. На основе своих опытов, я расскажу более подробно, как покрасить цветок

    Для искусственной окраски подходят не все цветы. Для работы следует брать только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться. Также следует обратить внимание на цвет лепестков. С красными или более темными цветами достигнуть желаемого результата невозможно, поэтому такие растения брать не следует. Лучше всего подходят белые цветы или кремовые. Из всего разнообразия цветов можно выбрать для окраски цветов розы, тюльпаны, гвоздики и хризантемы. С любыми другими белыми цветами также можно экспериментировать.

    Для окрашивания цветов следует использовать пищевые красители .

Но и здесь не все так просто. Нельзя использовать любой пищевой краситель, особенно тот, которым окрашивают глазурь на тортах. Используйте краситель, который будет полностью растворяться в воде, окрашивая ее. Разведите в воде комнатной температуры краситель. Чем больше красителя вы разведете в воде, тем быстрее окрасятся цветы.

    Острым ножом обрежьте стебли цветов . Срезы следует делать под углом 45°, а их длина должна достигать 2 см. Если вы используете розы, обрезайте их стебли в воде. Когда будете вынимать стебель розы из воды, прижмите пальцем срез, чтобы у него не было контакта с воздухом. Теперь подготовленные цветы поставьте на ночь в вазу с водой, в которой разведен краситель. Уже утром вы увидите некоторые изменения. На полное окрашивание у вас уйдет 24 часа.

    При желании можно провести несколько экспериментов с красителями . Так, для этого применяют некоторые приемы, которые дают возможность создавать различные цветовые эффекты. Вы можете на ночь оставить цветок в емкости с красителем одного цвета. Затем утром поменяйте воду и цвет красителя. Посмотрите, как замысловато будут окрашиваться лепестки цветов. Также можно использовать один и тот же цвет красителя, но менять его концентрацию в воде. Таким образом, вы можете получить или очень яркий цветок, или нежные мягкие оттенки лепестков

    Для интересных эффектов окраски цветов попробуйте расщепить стебель вдоль ствола от основания вверх на 10-12 см. Затем быстро опустите половину стебля в стакан с одним цветом красителя, а другую половину в стакан с другим цветом (стаканы стоят рядом друг с другом). Так же основание стебля можно разделить на 4-6 частей, что даст возможность экспериментировать с большим количеством цветов и возможность получить несколько необычных цветовых сочетаний.

Обратите внимание, что у вас окрасятся не только лепестки цветка, но также его листья и стебель. Для окрашивания древесного стебля, как у розы, уйдет намного больше времени. А вот мягкие стебли тюльпанов окрашиваются очень быстро. Также не забывайте, что окрашивание всегда происходит неравномерно. Первыми окрашиваются толстые жилки, по которым проходит вода. Только затем наступает полная окраска цветка.

§7 . Заключение

Моя исследовательская работа была очень интересной, увлекательной. Изучив литературные источники и ресурсы Интернета, я узнала, что можно получить необычного цвета, «волшебной» окраски цветы, воспользовавшись техникой искусственного окрашивания.

На основе теоретических знаний мною проведено исследование о движении воды в растениях, на практике изучила строение стебля растения на опыте с капустой. Провела эксперимент с окрашиванием капустных листьев в разные цвета, с помощью искусственного окрашивания пищевым красителем.

Получила сама из белых листков, листья необычно окрашенных цветов.

Исходя из моих наблюдений, сделала

Вывод:

1. Главные функции стебля – опорная и проводящая. Стебель цветковых растений имеет проводящие сосуды и ситовидные трубочки, по которым вода и минеральные соли поднимаются вверх в цветок.

2. Опыты доказали, что поступление пищевого красителя с водой зависит от строения стебля.

Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.

Никогда не пережимайте стебель во время обрезки.

Красьте цветы только при комнатной температуре.

Если вы примените этот нехитрый способ окрашивания, у вас обязательно будут самые яркие и необычные цветы на любой праздник для дорогих вам людей.

Список литературы:

    Сделай сам. Растения. Энциклопедия. Издательство «Эгмонт Россия Лтд 1997г.

    Том Пит. Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения. Издательство: Издательский Дом Мещерякова, 2007.

    Все обо всем. Энциклопедия. Издательство «Эгмонт Россия Лтд 1997г.

Интернет - ресурсы

    http://младшаяшкола.рф

Приложение:

В лабораторной практике невозможно обойтись без индикаторов, которые помогают установить среду растворов, а также индикаторы широко используются в быту. Многие эксперименты требуют точности измерения рН. Практически все индикаторы получают из растений, но не все из них универсальны, то есть не могут точно определить силу кислоты или основания.

Проблема: получить экстракт краснокочанной капусты, установить возможность использования этого сока в качестве универсального индикатора, то есть способность показывать среду раствора с точностью до одной рН единицы.

Цель работы: решение данной проблемы.

Объект исследования: растительные индикаторы.

Предмет исследования : процесс получения индикатора из сока краснокочанной капусты и проверка его универсальности.

Гипотеза: если я изучу и проанализирую научную литературу об индикаторах, а также проведу эксперименты с экстрактом сока краснокочанной капусты, то смогу доказать, что сок капусты является универсальным индикатором.

Задачи:

1) Изучить и проанализировать литературу:

· Индикаторы;

· Универсальный индикатор;

· Растительный индикатор;

· Среда растворов и водородный показатель;

· Метод экстракции.

2) Провести эксперименты:

· Создание калибровочной шкалы для универсального индикатора;

· Получение экстракта сока капусты;

· Проверка универсальности сока краснокочанной капусты и создание калибровочной шкалы.

3. Обобщить теоретические знания и результаты эксперимента.

Методы: анализ, синтез, эксперименты.

Теоретическая часть .

§1. Индикаторы .

2) Заливаем капусту водой, нагретой до 80ºС.

3) Ждем 10 мин., чтобы экстракция произошла до конца.

4) Полученный экстракт переливаю в колбу. Внешний вид полученного экстракта – раствор голубого цвета.

№3 Проверка универсальности сока краснокочанной капусты и создание калибровочной шкалы .

Реактивы:

Экстракт сока краснокочанной капусты, H 2 SO 4 , HCl, NH 4 OH, Ca(OH) 2 , NaOH, Al 2 (SO 4) 3 , Na 2 CO 3 , FeCl 3 , CuSO 4 , BaCl 2 , HCOOH, CH 3 OOH.

Оборудование:

Пробирки, пипетка.

Ход работы:

1) В 13 пронумерованных пробирок наливаем сок краснокочанной капусты.

2) В каждую пробирку добавляю растворы веществ.

3) Наблюдения представлены в таблице:

Номер пробирки

Реактив

Цвет сока

Осень — пора сбора урожая. Вот мы привыкли в садик нести поделки из природных материалов и все такое, а я предлагаю немного поэкспериментировать с очаровательным украшением капустной грядки.

Для экспериментов было решено использовать краснокочанную капусту. У детей была идея изучить подробнее «Почему мы плачем от лука», но мама Галя не согласилась. Поэтому проведем яркий опыт по изменению цвета капустного сока.

Это не первый эксперимент с такой капустой. Мы как-то окрашивали яичницу в зеленый цвет с помощью капустного сока. Не будем много писать, а приступим к делу.

Как добыть капустный сок для исследований?

Вероятно специалисты смогут предложить много различных вариантов. Мы использовали самый простой.

  1. Натерли капусту на терке
  2. Залили горячей водой на 30 минут
  3. Отжали

Хочу сделать небольшое замечание. Жмых от капусты имеет не очень приятный запах, поэтому, если вы не используете его в пирожки))) то перед тем, как отправить в мусорное ведро, положите в пакетик и крепко завяжите.

А теперь сам эксперимент с соком краснокочанной капусты

Разлили сок по стаканчикам. Цвет очаровательно сиреневый, даже прозрачно фиолетовый... Очень красивый.

Необходимо заранее приготовить следующие ингредиенты:

  • уксус
  • нашатырь
  • стиральный порошок
  • мыльный раствор

Это то что мы брали. Вы же можете разнообразить этот перечень. Например, взять лимонную кислоту, или уксусную эссенцию. Но под присмотром взрослых!!!

А теперь остается только сдерживать детей. Ведь им хочется скорее все насыпать, и перемешать.

Посмотрим слева на право какие ингредиенты в наших коктейлях изменили цвет:

  • Голубой — мыльный раствор
  • Розовый — уксус
  • Малахитовый — нашатырь
  • Синий — сода
  • Зеленый — стиральный порошок

Очень яркие цвета получились.

Конечно, Макар не мог успокоиться, и в розовый стаканчик добавил соду. И в итоге получился маленький шипящий вулканчик. А Макарчик очень их любит))

В данном опыте сок капусты выступает индикатором, то есть меняет цвет при взаимодействии с разными веществами.

Экспериментируйте и обязательно присылайте ваши фотографии в фотогалерею «Мой любимы опыт ». А там каждый месяц новые подарки для участников.

Почему в Германии у краснокочанной капусты несколько названий?

Почему одни немцы называют красную капусту красной, а другие синей?

Уроки химии с краснокочанной капустой в Германии.

Химические свойства красной капусты на пользу кулинарии.

В Германии многие уверены в том, что самый вкусный жареный гусь – с гарниром из краснокочанной капусты. По-моему, тушеная красная капуста ничем не отличается от белокочанной по вкусу. Все дело в красоте, красивое блюдо вкуснее.

Красную капусту знают и любят в Германии давно. Забавно, но народная любимица не имеет единого названия в немецком языке: на Севере Германии ее называют Rotkohl, в Центральной и Западной Германии – Rotkraut, на Юге Германии – Blaukraut. Кроме того, в землях Северная Рейн-Вестфалия и Рейнланд используют региональное название (Rot/Blau) Kappes.

Rot – красный, blau – синий, голубой, Kraut – травянистое растение, ботва, зелень. Kohl – капуста. Kappes – капуста.

Итак, налицо лингвистическое многообразие.

Мало того, один и тот же овощ одни привычно называют красным, другие синим. И как шутят сами немцы, при этом на самом деле он является фиолетовым.

Это объясняется тем, что в Средние века краснокочанная капуста уже вовсю выращивалась в Германии, а в немецком языке еще не было слова фиолетовый, оно пришло из арабского языка только в XVIII веке.

Для объяснения выбора названия красная или синяя капуста существует химическая причина. Сок красной капусты работает как кислотно-щелочной показатель pH.

При выращивании краснокочанной капусты на кислых почвах она приобретает красноватый оттенок, на щелочных – сине-голубой.

И та же реакция происходит при приготовлении блюд из красной капусты. Если готовить ее с уксусом, вином, кислыми соками, она становится красно-бордовой. При приготовлении с яйцами, мясом, при добавлении соды получается синий цвет и иногда даже зеленый.

Иногда получается совсем неожиданное цветовое сочетание, т. к. точно знать Ph многокомпонентного блюда в домашних условиях проблематично.

Я , она получилась малинового цвета. И это естественно, потому что у квашеной капусты кислая среда.

Способность краснокочанной капусты к этаким волшебным превращениям цвета давно освоена немецкими кулинарами и используется для создания ярких красочных блюд.

Например, совсем просто можно покрасить рис в лиловый цвет. Для этого надо добавить совсем немного красной капусты в кастрюлю с рисом, когда он варится. Вкуса капусты вы не почувствуете, а цвет риса очарует. Особенно это нравится детям, потому что оттенки фиолетового даже у взрослых ассоциируются со сказками. А это лиловый рис.

Если потушить белокочанную квашеную капусту с небольшим количеством сырой красной, тушеная капуста приобретет нежно-розовый цвет. На фото начинка из такой капусты.

Вместе с белокочанной получается лилового цвета.

Краснокочанная капуста тушенная с небольшим количеством обрезков жирной свинины приобретает темно-фиолетовый цвет.

Если к запеканке из двух яиц, ложки гречневой каши, свежего огурца на терку добавить совсем немного красной капусты на терку, получаются явно синие цвета, иногда даже ярко-бирюзовый, как на фото ниже.

Если в зеленый салат из огурцов, капусты или кочанного салата с картофелем добавить немного натертой на терку красной капусты, а затем сбрызнуть уксусом, фиолетовые островки капусты немедленно станут малиновыми или даже бордовыми.

Большинство рецептов тушеной красной капусты по-немецки обязательно содержит яблоки, уксус, вино, тогда капуста получается просто феерического малинового цвета.

Волшебные свойства краснокочанной капусты известны немецким хозяйкам, и они ими давно научились пользоваться.

А химическая причина такого поведения красной капусты – популярный вопрос для детских викторин.

Вопрос: чем отличается красная капуста от синей?

Ответ: Это одна и та же капуста.

Выращенная на кислой почве приобретает красный оттенок, на щелочной – синий.

Приготовленная с кислыми ингредиентами (уксус, вино, сок, кислые фрукты и овощи) приобретает красноватую окраску, а приготовленная со щелочными добавками (сахар, сода, яичный белок) – синюю.

С точки зрения химии, краснокочанная капуста является кислотно-щелочным индикатором. В некоторых немецких школах проводят лабораторные занятия, где индикатором для кислоты или щелочи является не лакмусовая бумажка, а красная капуста. В пробирки с отваром из краснокочанной капусты добавляют разные кислые и щелочные жидкости и получают разные оттенки цветов: красного, синего, зеленого.

С помощью приборов даже создана шкала реакции красной капусты на кислотность среды, т. е. показатель pH – цвет раствора. Конечно, красная капуста – индикатор для грубого анализа.

Однако и у нас некоторые домашние мыловары с помощью красной капусты делают своими руками индикаторные бумажки для приблизительного определения pH мыла.

Большинство немецких хозяек использует это знание лишь при приготовлении блюд из краснокочанной капусты.

Кстати, похожая реакция на кислоту наблюдается у свеклы. Кислый борщ всегда получается более красным.

Во многих старых книгах встречается совет: чтобы ваш борщ получился насыщенно-красным, сначала обжарьте измельченную свеклу с томатной пастой или помидорами, потом закладывайте в борщ. Хороший совет, проверено на себе.

© Таисия Февронина, 2014.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 16 «БЕРЕЗКА»

_____________________________________________________________________________

Капуста всему голова

(исследовательский проект)

Участники: Кегелик Катя

Новицкий Дима

Шабалдин Максим.

Руководитель проекта:

Минтимерова Асимгуль Абдибековна

воспитатель,

г.Нягань, 2012 г.

Введение………………………………………………………………………. 3-6

  1. История путешествия капусты из Египта в Россию………………….7-9
  2. Полезные свойства капусты………………………………………….....10
  3. Как мы получали капустный сок…………………………………........ 11
  4. Лечебные свойства капусты…………………………………………12-13
  5. Такая вкусная капуста……………………………………………...…... 16
  6. Заключение…………………………………………………………….…17

Список используемой литературы………………………………………. 18

Приложение

Введение.

Объекты и методы исследования.

Капуста на нашем столе считается самым простым и привычным овощем. Из нее можно готовить абсолютно все – салаты, супы, вторые блюда, выпечку, она растет в любом огороде и проста в выращивании. Если пристальнее посмотреть на этот простой овощ, можно назвать его настоящим чудом.

Выяснилось, что мало кто из ребят знаком с ее родословной, особенностями выращивания, ее целебными и полезными свойствами.

Поэтому вначале мы познакомили детей, с необычным путешествием этого растения. Выращивать её начали ещё в доисторические времена на Пиренейском полуострове древние иберы. Оттуда она попала в Древний Египет, затем в Грецию и Рим. Само слово «капуста» произошло от древнеримского «капутум» (голова), что передаёт форму этого овоща. В Древнем Египте капуста считалась изысканным десертом в знатных домах.

В России появилась капуста во времена Киевской Руси. Она была доступна всем – и богатым, и простым людям. Даже на царском столе была одним из самых любимых блюд. «Щи да каша – пища наша».

Прошли века, а капусту всё также любят люди – варят щи, пекут пироги, делают множество полезных и вкусных блюд.

Теперь же мы даже не можем представить себе жизнь без этого замечательного овоща, называя ее «капуста всему голова». Уже много веков самый важный, вкусный овощ - капуста занимает первое место «в хит - параде» овощей.

Мы поставили цель узнать как можно больше о капусте в детском саду и дома.

Читали художественную литературу, разучивали стихи, поговорки, загадки о капусте. Из познавательной литературы мы узнали о лечебных и полезных свойствах капусты. С древних времен по настоящее время человек применяет капусту, в лечебных целях используются ее листья и сок. В ней содержатся клетчатка, легкоусвояемый растительный белок, витамины А, В и С, фолиевая кислота, микроэлементы.

Рассматривали иллюстрации, узнали этапы выращивания и уборки капусты с помощью различных механизмов. В дидактических играх закрепляли знания об этапах роста растения и его зависимости от природных условий.

При обогащении знаний детей о капусте раскрыли многообразие ее применения в медицине, косметологии, пищевой промышленности. Знакомя детей с разнообразными сортами капусты и условиями их роста, учили детей бережно относится к природе.

Таким образом, читая художественную и познавательную литературу, играя и рассказывая детям о капусте, мы учили их видеть необычное в обычном, развивали их любознательность, наблюдательность.

Гипотеза исследования : лечебные свойства капусты помогают человеку быть здоровым.

Задачи работы : собрать и изучить материалы из различных источников об истории произрастания капусты; определить, какими лечебными свойствами обладает капуста; выявить интересные факты в «биографии» капусты.

Объект исследования : капуста.

Методы исследования:

Чтение художественной и познавательной литературы;

Рассматривание иллюстраций разных видов капусты;

Рассказы из личного опыта;

Получение информации от взрослых;

Опыты и эксперименты.

Цель: помочь детям находить необычное в обычных окружающих предметах. Развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир.

Задачи:

Познакомить детей с необычным путешествием капусты из Египта в Россию;

Сформировать у детей обобщенные знания о капусте;

Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи;

Познакомить со свойствами капусты (целебные и полезные);

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

1этап. Подготовительный

Создание развивающей предметной среды;

Подбор познавательной и художественной литературы;

Оформление альбомов с иллюстрациями сортов капусты;

Оформление дидактических игр и упражнений;

Составление памяток для родителей:

Об использовании капусты в лечебных целях;

Кулинарные рецепты с использованием капусты;

2 этап. Поисковый

Чтение познавательной литературы о капусте;

Знакомство с частями капусты;

Узнавание о полезных свойствах капусты;

Узнавание о целебных свойствах капусты;

Сбор информации у родителей;

Рассматривание листьев капусты в микроскоп.

3 этап. Заключительный

Оформление «огорода на окне»;

Оформление памяток для родителей по приготовлению блюд из капусты;

Изготовление памяток с целебными рецептами капусты.

Глава 2. Результаты работы

Повышение знаний детей об использовании капусты в лечебных целях;

Повышение активности родителей по использованию капусты для профилактики различных заболеваний;

Умение детей видеть необычное в обычном.

Область применения

Дома - для профилактики различных заболеваний, в косметических целях, для приготовления различных блюд.

В детском саду - для проведения исследовательской деятельности на огороде детского сада и «огорода на окне», для оформления выставок из даров природы, составление книжек - малышек о капусте.

Основная часть

  1. История путешествия капусты из Древнего Египта в Россию.

Моё открытие спряталось в загадке:

«Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст

Как же быть без хруста,

Если я…(капуста).

С самого раннего детства любим волшебный запах пирогов с капустой. А любите ли вы капусту так, как любим её мы? Мы приглашаем вас в необыкновенное путешествие в капустное царство.

Нам захотелось найти ответы на многие вопросы о нашем любимом овоще:

Откуда к нам пришла капуста?

Полезна она или нет?

И, главное, есть ли у неё лечебные свойства?

Вы, может быть, удивитесь, узнав, что история возделывания капусты началась задолго до нашей эры. Капусту возделывали в Древней Греции и Риме, а позже и в Киевской Руси.
В Киевской Руси первые письменные упоминания о кочанной капусте относятся к 1073 году. В этот период ее семена стали ввозить для выращивания из Европы. Капуста на Руси пришлась ко двору. Этот холодоустойчивый и влаголюбивый овощ прекрасно чувствовал себя на всей территории государства. Его крепкие белые кочаны, обладающие отличным вкусом, выращивали в каждом крестьянском дворе. Знать также почитала капусту. Например, Смоленский князь как дорогой и особенный подарок преподнес своему другу целый огород капусты, называемый в те времена капустником.

Капусту употребляли и в свежем, и в вареном виде.

Теперь мы не можем представить себе жизнь без этого замечательного овоща, называя его «капуста всему голова». В ней есть все витамины необходимые для человека.

Мы решили, как можно больше узнать о капусте, чем же она полезна, где ее можно применить.

Из справочной литературы мы узнали о разных видах капусты. Их очень много и все они полезны:

*белокочанная капуста – самая

распространённая;

*краснокочанная капуста – защищает от

вредного воздействия радиации;

*цветная капуста легко переваривается и полезна для

* брокколи - укрепить иммунную систему

*кольраби - богата по содержанию витамином С

*брюссельская капуста – самая полезная из всех видов

*пекинская капуста - обладает лечебными

свойствами.

2. Полезные свойства капусты.

Капуста – богата минеральными солями, среди которых особенно ценны соли калия. Калий укрепляет мышцы тела и помогает работе сердца. Также в состав капусты входят такие элементы как фосфор, кальций, марганец, магний, железо. Они необходимы для нормального состава крови. А витамины? Когда к концу зимы количество витаминов в пище уменьшается, люди начинают болеть. Вот тут и приходит на выручку капуста, ведь она не переводится круглый год. Главный витамин – аскорбиновая кислота (витамин С) – сохраняется в квашеной капусте так же, как в живом кочане. Этот витамин бодрости усиливает в человеке работоспособность. Кроме витамина С в любой капусте содержится витамины: А, В1, В2, В6.

Капуста отличается от других овощей высоким содержанием воды (до 90%) и клетчатки . Она обладает отменными вкусовыми качествами и многими полезными (диетическими) свойствами. По содержанию белков капуста превосходит свеклу, репу, брюкву, морковь и многие другие овощи.

Капуста на нашем столе считается едва ли не самым простым и привычным овощем. Из нее можно готовить абсолютно все – салаты, супы, вторые блюда, выпечку, она спокойно растет в любом огороде и довольно проста в выращивании.

Однако если пристальнее посмотреть на этот простой овощ, можно полноправно назвать его настоящим чудом. Салаты из свежей капусты, да и квашеной, сохраняют почти все свои питательные и лечебные свойства. А совсем недавно учёные доказали: « Хочешь долго жить - ешь капусту».

Очень полезен капустный сок, и мы решили его получить.

3. Как мы получали капустный сок.

В детском саду мы решили сами провести опыты, из каких частей капусты получится больше сока.

Для этого мы «раздели» вилок белокочанной капусты. Снимая лист за листом, мы увидели, что верхние слои листьев имеют светло-зеленую окраску, тонкие и большие, а чем ближе к центру кочана листья более толстые и мясистые, по размеру все меньше и меньше. Все листья крепятся к кочережке. Нам стало интересно, и мы рассмотрели капустный лист под микроскопом, и увидели, что он состоит из мельчайших клеточек, заполненных жидкостью.

Чтобы получить капустный сок мы размяли несколько верхних листьев и выдавили через марлю сок. Его получилось немного.

Размяли внутренние мясистые, толстые листья, отжали сок и увидели, что его получилось значительно больше.

На мелкой терке натерли кочерыжку, потому что мы не могли ее раздавить ложкой - отжатого сока получилось меньше всего.

Из чего мы сделали вывод, что получать капустный сок лучше всего из плотных листьев капусты. Проводя опыты, мы увидели, что быстрее и больше капустного сока можно получать, если использовать электромясорубку. Из 2 кг капусты получается 1 литр сока.

4. Целебные свойства капусты.

А может ли капуста лечить людей? Оказалось – да!

О лечебных свойствах капусты известно очень давно. Знаменитый ученый Пифагор утверждал, что капуста придает организму крепость, бодрость, снимает усталость, устраняет головные боли, бессонницу, успокаивает нервную систему, создает хорошее настроение. В ход идут и сок, и листья, и кочерыжки. В Древней Греции знаменитый врач Гиппократ использовал капусту при лечении отдельных заболеваний, для укрепления здоровья и рекомендовал есть капусту детям для лучшего роста.

Исследования ученых показали, что капустный сок поистине незаменим при лечении язвенной болезни желудка, что он благотворно влияет на нервную систему, обмен веществ. В народной медицине капустный сок и кашица используются для лечения длительно не заживающих ран, ожогов.

О применении сока капусты в лечебных целях мы узнали из рассказов родителей.

Мама Сережи нам рассказала, что при простуде и насморке , можно закапывать в нос сок свежей капусты. Это очень помогает.

Соседка мне рассказала, что соком капусты с мёдом можно лечить даже туберкулёз, а чистым соком – потерю голоса .

Свежий капустный сок с сахаром применяется при кашле и охриплости голоса . Надо принимать по 1 ч. ложке несколько раз в день.

Отвар капусты с медом принимают внутрь при заболеваниях дыхательных путей.

Лечебные свойства капусты мы решили проверить сами.

Опыт 1. У папы после тяжёлой работы заболела голова. Я положил ему лист капусты и через некоторое время боль утихла, а потом прошла совсем.

Опыт 2 . У моей бабушки стали часто болеть колени. Мы взяли листья капусты, приложили к коленям, обвернули теплой тканью и оставили на ночь. Утром от боли не осталось и следа.

Опыт 3 . Когда наша соседка обожгла руку, мы с мамой предложили ей взять1ст. ложку свежего сока капусты, 1 сырой белок яйца, взболтать их и эту смесь прикладывала к ранке. Ранка быстро затянулась.

Опыт 4 . Когда я сильно устаю, мама даёт мне сок свежей капусты или салат из капусты. Через некоторое время я снова бодрая и весёлая.

С давних времен сок и кашица свежей капусты широко используется в косметологии как средство по уходу за кожей. Кашица капусты применяется для уменьшения сухости кожи, снятия пигментных пятен, как противовоспалительное, противомикробное лекарство. Сок капусты хорош для ополаскивания лица и приготовления масок. Маски способствуют осветлению и омоложению кожи лица.

И все это – в обычном растении, которое можно встретить на каждом огороде!

4. Такая вкусная капуста

Зимой и весной витамины нужны больше обычного, поэтому самое время налечь на салаты из свежих овощей. Салат из свежей капусты можно готовить в сочетании с разными овощами: морковью, луком, яблоками, хреном, кислой капустой, свеклой, сельдереем, зеленью петрушки, укропом, зеленым луком.

В группе мы готовили салат из свежей капусты, моркови и репчатым луком. Свежую капусту и лук нарезать нам помогла, Ася Александровна, а морковь натерли сами. Затем смешали все овощи и заправили их подсолнечным маслом. Наш салат понравился всем детям в группе.

Из книг мы подобрали разные рецепты с использованием разных видов капусты и сделали памятки для наших мам.

Салат из капусты с морковью и репчатым луком

капуста белокочанная - 200г

морковь - 200г

лук репчатый - 100г

чеснок - 1 зубчик

укроп (семена) - 1 ч.л.

масло растительное и соль - по вкусу

Капусту вымыть и нарезать соломкой. Морковь вымыть и нарезать длинной тонкой соломкой. Лук очистить, нарезать тонкими кольцами. Чеснок очистить и растолочь или нарезать очень мелко. Семена укропа размолоть. Соединить все овощи, добавить размолотые семена укропа, растительное масло и соль, тщательно перемешать.

Салат из капусты со свежими огурцами

Для того, чтобы приготовить салат из капусты ,

понадобится для теста: 300 - 500 г пекинской капусты,

1-2 огурца, 2 яйца,

1 луковица, зелень, соль, перец,

оливковое масло либо майонез для заправки.

Для салата кочан пекинской капусты вымыть, высушить и мелко нашинковать.

Яйца для салата из капусты отварить вкрутую, огурец нарезать соломкой, измельчить лук.

Выложить приготовленные ингредиенты в салатник, тщательно перемешать, посолить, поперчить, добавить мелко нарубленную зелень: укроп или петрушку. Заправить салат из капусты оливковым маслом или майонезом по вашему усмотрению.

Готовый салат украсить свежей зеленью и подавать на стол.

Салат из капусты с яблоками и свеклой.

Капуста 400гр.

Свекла – 400гр.

Яблоки – 200гр.

Майоран (зелень) – 50гр.

Мед – 50 гр.

Гвоздика – 2шт.

Капусту крупно нашинковать, залить кипятком, выдержать в нем до остывания, воду слить. Свеклу натереть на крупной терке, пропассеровать в течение 2 мин. Из яблок удалить сердцевину и нашинковать. Все соединить, добавить мед, растертую гвоздику, лимонный сок и мелко нарезанную зелень эстрагона, тщательно перемешать.

Салат из китайской капусты.

китайская капуста - 300г;

огурец - 1 шт.; сладкий перец (зеленый или желтый) –2 шт.

зеленые оливки - 2 горсти;

соль, черный молотый перец, оливковое масло - по вкусу

С огурца срезать кожуру и нарезать соломкой. Перец разрезать на половинки, удалить семена и нарезать тонкой соломкой. Капусту тонко нашинковать.

Положить в салатник капусту, посолить по вкусу и хорошенько отжать. Добавить к капусте перец и огурец.

Положить оливки, часть которых порезать колечками, а часть оставить целыми.

Перемешать салат, поперчить и полить оливковым маслом. Салат готов.

Заключение.

Результатом исследования стали, следующие выводы:

  1. Гипотеза о том, что знания, полученные детьми о капусте научат их видеть необычное в обычном - подтвердилась.
  2. Гипотеза о том, что капусту можно использовать в целебных и целях - подтвердилась.
  3. Гипотеза о том, что капусту можно использовать в практический целях - подтвердилась.
  4. Результаты исследования имеют практические значения. Предложенные рецепты из капусты используются для приготовления разнообразных салатов и профилактики различных заболеваний родителями воспитанников дома.

Вот и закончилось наше путешествие. Нам ещё много надо узнать о капусте. Мы желаем вам совершить свои открытия. И не обязательно за ними далеко ходить. Знайте – удивительное совсем рядом!

Список используемой литературы:

  1. Справочная литература – энциклопедии «Хочу всё знать», «Справочник школьника»;
  2. Толковый словарь В.Даля, универсальный словарь русского языка;
  3. В.В. Решетняк «Рассказы о растениях – переселенцах»;
  4. Наедине с природой О.Н. Гаврилова. Издательство Ю. Мандаринки. 2000;
  5. Ознакомление дошкольников с природой;
  6. Все обо всем. Мир вокруг нас. Издательство «Астрель»;
  7. «Большая книга». Издательство «Росмен»; 2005.
  8. Стихи и рассказы о растительном мире. О.Е.Громова. издательство

«Творческий центр» 2007г;

  1. Природа вокруг нас. Л.Б. Поддубная. Издательство торговый дом «Корифей», 2008г.
  2. Дошкольное воспитание № 12. 2007 стр.45;
  3. Читаем, учимся, играем В.Г.Смелова Издательство ТЦ «Сфера», 2007;

13.Интернет – сайты: http: //www/cabbage.tj/lecarstvo/index1.php

http: //studiyavkusa.livejourna1.com/15412.html.