Конспект проведения пальчиковой игры «Сорока-сорока» во второй младшей группе. Игры с ребенком: "Сорока-ворона" и другие 40 воровка кашу варила деток кормила

Наладка по ладошке

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…

Пестование, чтоб вы знали, - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские \»игры для самых маленьких\» (типа \»сороки-вороны\», \»трех колодцев\», \»ладушек\») - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Пока в столицах разрабатывают \»новоавторские\» или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам. О том, как правильно \»пестовать\» малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра Елена БАКУЛИНА. То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте.
Пестование
Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите - это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: \»Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту - в рукавчик. А теперь мы наденем памперс\» - это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:
Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

А делая массаж или зарядку, приговариваете:
Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки - ходунюшки,
Рученьки - хватунюшки.
В роток - говорок,
А в головку - разумок…

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят \»здоровый ритм\» и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку - свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

Сорока-ворона

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти \»бабушкины сказки\» - не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре \»Сорока-ворона кашу варила, деток кормила\» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы \»подгоняете\» толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить \»варить кашу\» надо на слове \»кормила\», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу \»сороки-вороны\» на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием \»этому дала, этому дала…\» Каждого \»детку\», то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому \»не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!\») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый \»легочный меридиан\». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует \»побить\», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, \»запрятанный\» в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. \»Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается\». Не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в \»ладушки\».
- Ладушки, - говорите вы, - ладушки. - И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! - еще раз.
- Кыш, полетели, на головку сели! - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.
Понятно вам теперь, почему игра называется \»ладушки\»? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова \»ладонь\»? Центр наладки!

Три колодца

Это, пожалуй, самая забытая из \»лечебных игр\». Тем не менее она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).
Игра строится на \»легочном меридиане\» - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили \»массаж легких\»):
- Здесь вода горячая…
- А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. В мерзко-простудную осеннюю погоду такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.

Патимат Юнусова
Конспект проведения пальчиковой игры «Сорока-сорока» во второй младшей группе

Пальчиковая игра «Сорока- сорока »

Цель : Учить детей запоминать, проговаривать отдельные слова. Закрепить осенние признаки. Формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом. Развивать любознательность, интерес к живому.

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

А что бывает осенью? (Листья на деревьях желтеют и падают)

А когда много листьев падает как мы называем это явление? (Листопад)

Как люди одеваются осенью? (Тепло)

Что мы собираем с огорода? (Овощи)

Правильно, ребята,а что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края)

Да, ребята, перелетные птицы улетают в теплые края, а есть птицы, которые остаются с нами зимовать. Как мы их называем? (Зимующие)

У нас сегодня в гостях одна зимующих птиц, а кто эта вы узнаете, если отгадаете загадку.

Что блестит, не пропущу,

Всё в гнездо себе тащу.

Чернохвоста, белобока.

Догадались? Я – (Сорока ) (Выставляется картинка с изображением сороки )

Давайте с ней поиграем. Приготовьте руки.

Сорока- сорока Скрестив руки имитировать полет птицы

Кашу варила, По ладони левой руки проводить круговые движения

указательным пальцем правой руки .

Деток кормила. Поднять правую руку

Этому дала, Загибать пальцы по одному , начиная с большого

Этому дала,

Этому дала,

И этому дала,

А этому не дала –

Ты воды не носил, Грозить указательным пальцем левой руки мизинцу

Дров не рубил,

Кашу не варил

Нет тебе ничего.

Молодцы. Мы ее поселим у нас в природном уголке.

Публикации по теме:

Картотека пальчиковой гимнастики во второй младшей группе Картотека пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Я.

«Сорока - белобока» конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [С] и [С’] и буква «С» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [с][сь]. Буква.

«Орешки для белочки» Воспитатель: Пономарева В. Н. Цель: развивать у детей сюжетно – игровой замысел; вызвать интерес к образу; закреплять.

Конспект занятия по рисованию «Сорока-белобока» Цель;Продолжать учить детей отличать одну птицу от другой,выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. Учить изображать.

Презентация «Жаворонки прилетите. Возрождение традиций празднования памяти Сорока мучеников Севастийских» Воспитатели МКДОУ детский сад № 83 Перетрухина Надежда Алексеевна и Савченко Елена Александровна. 22 марта Православная церковь отмечает.

План проведения сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «В гостях у Маши» План проведения сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе. «В гостях у Маши» Задачи: расширять представления детей о возможностях игры.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Сорока-белобока» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Мальвинка» Развлечение для детей младшего возраста.

Упражнения для пальцев в рекомендуются людям, играющим на инструментах, для улучшения мелкой моторики пальцев и цепкости рук, а также детям, у которых есть проблемы с обучением письму, и пожилым людям, страдающим от ревматических болей. Ручная гимнастика также все больше нужна людям, работающим за компьютером. Многочасовое нажимание на клавиатуру может напрячь руки и причинить боль. К счастью, растяжка и укрепление мышц рук чрезвычайно просты, и эффект может быть достигнут с помощью нескольких основных упражнений. При тренировке пальцев помните, что каждое упражнение нужно повторять несколько раз. Важно отметить, что тренировку рук желательно проводить до начала утомительного занятия, например, до того, как мы начнем работать за компьютером или на концерте на пианино.

Для детей

Дети, которые учатся писать, иногда жалуются на боли в мышцах и пальцах. Это понятно: до сих пор мышцы рук и пальцев ребенка не имели такой нагрузки. Проблемы можно легко предотвратить, размяв пальцы перед тем, как писать. Вы можете начать разминку, сжимая кулаки и вытягивая пальцы. Аналогичное упражнение — сгибать пальцы в суставах, не сжимая кулаки. Эти два упражнения выполняются медленно и спокойно.

Ребенок может, держа руку в воздухе, сгибать и выпрямлять пальцы один за другим. Ещё можно выполнить это действие сразу на обеих руках.

Также можно сделать шарик с бумаги, имитировать набор на клавиатуре, слегка вдаряя пальцами о стол.

Сорока-белобока

Пальчиковая гимнастика Сорока белобока

Сорока-белобока

Где была? - Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости на двор -

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)

Этому - на тарелочке, (загибаем безымянный палец)

Этому - на ложечке, (загибаем средний палец)

Этому - поскрёбышки. (загибаем указательный)

А этому - не дала! (трогаем за большой палец)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил -

Ничего тебе не дам!

Кстати, у игры есть такое продолжение:

Вот он ходит - воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)

Дрова рубит,

Печку топит,

Кашу варит.

Знай-знай наперёд!

Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!

Ну, на тебе - кашки-малашки!

Ням-ням-ням…

Поели-поели, (вытираем губы)

Полетели (машем руками),

На землю сели!

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,

Ты печку не топил!

Вот он ходит-ходит,

Воду носит, печку топит.

Здесь - холодная вода (глядят ладонь ребенка).

Здесь - тёплая вода (касаются локтя)

А здесь - кипяток-кипяток-кипяток! (машут руками)

И ещё один вариант с движениями:

Сорока-белобока

Кашку варила,

На порог положила,

Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).

Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),

Кашки не едали.

Всю кашку деткам отдала:

Этому - на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),

Этому - на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),

Этому - на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)

Этому - на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)

Пальчику-мальчику

Не досталось.

Пальчик-мальчик

Толчёт, мелет.

По воду ходит,

Квашню творит:

Вода на болоте,

Мука не молота.

Квашенка на липе,

Мутовка на сосне.

Взял коробочку,

Пошел по водичку.

Тут ступил - тёпленько,

Тут - горяченько,

Тут пень, тут колода,

Тут студёная вода,

А тут ключики кипят-кипят!

Замок

Скрестить руки в замок, переплести пальчики. Начать читать стих, раскачивая «замочек»

Вот на двери висит замок

Кто ж его открыть бы смог?

Мы постучали,

На данной фразе нужно начать стучать друг об друга запястьями, стараясь не расцеплять «замок»

И покрутили,

Одну из рук тянуть от себя, другую на себя, также не расцеплять пальцы

Потянули,

Выпрямляем пальцы, но не разрывая замочек, тянем руки в стороны

И открыли!

Развести руки в стороны, быстро разрывая замок.

Стих нужно говорить неспеша, чтобы ребенок не отставал от ритма.

Пальчик-мальчик

Будто обращаясь к ребенку, сжать по очереди каждый его палец, от мизинца до указательного или наоборот

Мальчик-пальчик, где ты был?

Вот с этим братом в лесу бродил.

А с этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

А с этим — в дудочку дудел.

Медвежонок

Мишка топает ногой,

Мишка топает другой,

Ух, как веселится

В нашем доме половица!

Нужно шагать пальцами-«лапами»

Ну а пока танцует Мишка,

Мы похлопаем в ладоши.

Вместе с лисонькой-плутишкой

Будем зрителями тоже.

Начинаем аплодировать.

Сидели три медведя

Нужно сжимать и разжимать кулачок

В избушке за столом

Показываем рукой стол и крышу

Муку они смололи

Делаем движения по кругу кулаком

Чтоб печь пирог потом

Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе

Все испачкались в муке

Отряхиваем ладошки

Нос в муке и хвост в муке

Показываем на нос.

А уши в кислом молоке

Показываем на уши.

Встреча

Когда руки встречаются

Касаемся рук ребёнка

Потираем, сжимаем ладони

Когда вы встречаете большие пальцы

Нужно дотронуться до больших пальцев ребёнка

они сразу же приветствуют друг друга

Потираем и сжимаем пальцы

Когда пальцы встречаются

Касаемся всех пальцев ребёнка

они сразу же приветствуют друг друга

Касаемся других пальцев

Тортик

Тесто ручками помнем

Нужно сжимать и разжимать пальцы

Сладкий тортик испечем

Делаем вид, что месим тесто

Серединку смажем кремом

Начинаем круговые движения по поверхности

А верхушку сладким джемом

Ну и шоколадной крошкой

Мы засыпем торт немножко

Делаем вид, что насыпаем «крошку»

Ну а потом заварим чай

Друга в гости приглашай.

Стена

Строим стенку,

Выше и выше,

Нужно держать ладони горизонтально перед собой, по очереди одну ладонь кладём на другую, изображая кладку кирпича.

Добрались вот до крыши!

К началу проговаривания этих слов «стена» должна быть «построена» почти до уровня глаз. Делаем из ладоней крышу.

Чья же крыша выше?

Выше, выше, выше!

Сложить руки вместе и потянуться как можно выше

Вырубили мы окошко,

И дверочку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи!

Отверстия нужно нарисовать указательным и большим пальцами: четырехугольник, арка, небольшая круглая дырка.

По ягоды в лес

Раз, два, три, четыре, пять

Соединяем все пальцы одной руки с пальчиками другой

В лес мы идём гулять

Двигаем средний и указательный пальцы по столу

За малиной и черникой

Пальцем левой руки загибаем пальчики правой

За калиной и брусникой

Голубику мы найдём

И братишке отнесём

Все пальцы обеих рук двигаются по столу.

Осьминожка

Вот восемь пальчиков для ножек —

У нас вышел осьминожек.

Сколько ног у осьминога?

Много, много. Очень много!

Всеми пальцами, кроме больших, малыш показывает щупальца.

Солнышко

Утро ясное пришло,

И солнце красное взошло.

Начали лучики светить

И маленьких деток веселить.

Пальцы нужно разгибать по очереди.

Вот и прилетели тучки

И спрятались лучики.

Пальчики нужно сжать в кулачок.

Черепаха

«Сколько пыли, да сколько сора –

До дверей доберусь я не скоро», —

Кто вздыхает то так тяжко?

Это ж наша черепашка.

Двигаться пальцами неторопливо, как будто это ножки черепахи.

Для взрослых

Не только дети нуждаются в «разминке» для своих пальцев. Взрослые много пишут, работают на компьютере, играют на музыкальных инструментах. Ниже приведены некоторые упражнения для пальцев.

Как выглядят такие упражнения? Нужно начинать разминку рук с простого упражнения на растяжку: мы осторожно гнём пальцы назад. Отпустите ваши пальцы, когда почувствуете небольшое растяжение — разминка не должна навредить! Коснитесь к большому пальцу всеми другими пальцами.

Упражнения:

  1. Поставьте руку на поверхность, растяните пальцы насколько можно широко и поднесите их друг к другу.
  2. Кладем руку на стол, затем индивидуально поднимаем каждый палец, и ставим его на стол.
  3. Опираемся пальцами одной руки на пальцы другой и нажимаем, пока не почувствуем, что мышцы растянуты.
  4. Руки сжимаются в кулаки на протяжении полминуты, а потом ослабляются на 5 секунд.
  5. В вытянутой руке держим лист бумаги и, используя лишь пальцы одной руки, стараемся сделать бумажный шар.

Как и обещал, рассказываю о многовековой помощнице в становлении речи малышей. Еще древнегреческий философ Анаксагор писал:

«Рука каждого человека показывает его участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

Так как же надо правильно играть в «Сороку»? Древнюю и незаслуженно забытую игру — комплекс упражнений, массажа пальцев, кисти ребёнка.

Взрослый садится напротив ребенка, чтобы тот видел его лицо и губы, берет ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка:

- Сорока, сорока, сорока-белобока! Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем указательный палец),
Этому дала (загибаем средний палец),
Этому дала (загибаем безымянный палец),
Этому дала (загибаем мизинец),
А этому не дала (загибаем большой палец)

Ты воды не носил, ты кашу не варил!:)

Сорока, сорока, сорока – белобока,
Кашку сварила, гостей скликала,
На порог скакала, гостей смотрела.
Гости услыхали, быть обещали.
Гости – на двор, кашицу – на стол.
Этому на блюдечке, этому – на тарелочке,
Этому – на ложечке, этому – поскрёбушки.
А этому – нет ничего.

Ты дров не рубил, ты печку не топил!
Ты воды не носил, ты кашу не варил!

Гости поели, сороке спасибо сказать велели, Шувы! Полетели,
И на головку (называется имя ребенка) сели.

Ручки ребёнка поднимают и кладут на головку (психологический якорь, закрепление услышанного):

Движения пальцев взрослого, сопровождающие «потешку», следующие:

  1. Сначала водят большим пальцем по ладошке ребенка. Каждое слово сопровождается легким нажимом на ладонную поверхность кисти малыша. Направление движения от большого пальца к мизинцу.
  2. При перечислении каждого из «участников» приготовления каши загибают пальчики, перебирая их и массируя каждый снизу вверх по одному.
  3. Начинают загибать пальчики малыша с мизинца, так как необходимо, чтобы все пальцы оказались в кулачке, а большой палец был сверху. Важно, чтобы ребёнок научился держать большой пальчик поверх остальных в кулачке.

Когда же начинать такие игры упражнения, спросите вы?
А почему бы мамам не начать играть в «Сороку» с малышом прямо с рождения? Только для начала крупно напишите ее текст и повесьте перед глазами, чтобы текст был один и тот же. Потом вы поймете для чего его надо повторять именно в этой последовательности и с этими словами, по возможности не допуская вариаций.

Ребёночек рождается с рефлексами, один из которых так и называется «хватательный». Вложите указательный палец или карандаш ребёнку в ладошку, он крепко ухватится за них. Малыш уже способен долго не выпускать из рук предмет. По мере роста и созревания, примерно к 4-иу месяцу жизни, этот рефлекс переходит в осознанный навык «брать» и «отпускать».
Получается, что наши пра-пра- прабабушки, «Сорокой», варившей кашу для птенцов, учили малыша поскорее раскрыть ладошку, для познании окружающего мира путем тактильного осязания. Они заметили, а теперь это доказано учеными, что чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Время идет, малыш растёт дальше. Игрушки ребёнок может брать в руку, тащить в рот. Теперь самое время научить его правильно захватывать предметы, надо постараться, чтобы большой палец малыша противостоял остальным. Как раз здесь берут начало навыки правильного письма, навык удерживания карандаша или ручки. А теперь еще раз вспомним, о большом пальце из «Сороки»:

Ты воду не носил,
Ты печь не топил,
Ты кашу не варил –
Ничего не получил.

И укладывается большой палец сверху всех остальных, чтобы расслабить его и вывести его из-под остальных пальцев маленького. А теперь вспомните о понятии коллектива и судьбе одинокого путника. Ничего вам это не навеяло? Кроме обучения правильного сжимания пальчиков в кулак, малыш исподволь получает азы социального воспитания. Все вместе, в кулачке, мы становимся той силой, которая может сварить кашу и накормить гостей, пускай это только воображаемая птичка. Не бросайте играть в «Сороку-белобоку», пусть она растёт вместе с малышом. Если сначала мама играла с ладошкой малыша, сгибая и разгибая пальчики, то с возрастом роль ребёнка становится активней. От мамы требуется произносить слова потешки, а ребенок уже сам двигает пальчиками. Став старше, ребёнок становится «режиссером и актером» этой игры. И пальчики у него уже превращаются в разных персонажей, он растирает их, массирует, сгибает и разгибает, координируя движения, мелкую моторику.
Такая гимнастика пальчиков оздоровляет и тонизирует организм малыша. Влияя на рефлексогенные зоны кисти ребёнка, действует на внутренние органы. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца нормализует состояние желудка, среднего - кишечника, безымянного - печени и почек, мизинца - сердца.

Регулярные пальчиковые упражнения или «СОРОКА БЕЛОБОКА» по 3-4 раза в день, улучшат умственные способности ребенка, снизят эмоциональное напряжение, улучшат работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, разовьют координацию движений, силу и ловкость рук, поддержат жизненный тонус не только малыша, но и его мамы или папы, которые поняли смысл этой древней, с первого взгляда бессмысленной, но такой полезной для маленького человека игры.

Будьте настойчивы и терпеливы, не жалейте времени и любви к малышу и у Вас все получится! Это говорю Вам я – доктор Бубнов.


1."Ладушки"

1.1
Берут руки ребенка в свои и, хлопая
ими в ладоши, произносят:

- Ладушки, вы - ладушки.
- Где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашку.
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску?
- Кислую капустку.
- Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая "Попили? Поели?", берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

1.2
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
С ребенком играют в ладушки, приговаривая эти слова.

1.3
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.

1.4
- Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.

1.5
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка миленька.
Полетели, полетели и на головку сел!

1.6
- Лады - лады - ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку.

1.7
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Чего ели кашку?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
- Чего на закуску?
- Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.

1.8
Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.

2.1
Хлопают ручками ребенка, при последних словах ручки поднимают на головку.
Гули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.

2.2
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

3.
Курочка - потатурочка,
Кукушка - рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

4.
- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
При последних словах машут ручками и ребенка.

5.
Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла -
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу - полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

6."Идет коза рогатая".
6.1
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Забодаю, забодаю!

6.2
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

6.3
Складывают пальцы руки в "козу" и, помахивая ею в такт, произносят:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

6.4
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.

6.5
Играют с маленькими детьми, показывая в конце, как бодается коза.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

6.6
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забудет.

7.1
Ритмично ребенка похлопывают по спинке, приговаривая:
- Что в горбочке?
- Денежки.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем он клал?
- Ковшиком.
- А каким?
- Золотым.
- А выкладывал каким?
- Посеребряным

7.2
Приговаривают когда качают ребенка:
Что в горбу? - Денежки.
Кто наклал? - Дедушка.
Чем он клал? - Ковшиком.
Каким? - Золотым.

8.
Ребенка теребят за нос и приговаривают:
Чей нос? - Савин.
Где был? - Славил.
Что выславил? - Копейку
Что купил? - Конфетку.
С кем ел? - С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.

9. "Сорока-ворона"

9.1
Загибают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

9.2
Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

9.3
Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке (указывают на мизинец)
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели (машут руками ребенка),
Шу! На голову сели.

9.4
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
- Сорока- сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не отпил!

9.5
Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор -
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

9.6
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор -
Кашка, на стол,
Гости со двора -
Кашка со стола.

9.7
Сорока- сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

9.7
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

9.8
Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор -
Каша на стол.
Гости со двора -
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

9.9
- Ворона, ворона,
Куда летала?
- Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

9.10
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

10.2
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам
В ямку бух!

10.3
Ехали, поехали,
В лес за орехами.
В ямку - бух, а там - петух.
При произнесении последней фразы ребенка опускают между колен.

10.4
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку - бух!
А там - петух.

10.5
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку - бух,
А там петух.

10.6
Качая ребенка на ноге, приговаривают:
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам -
Да бух!

10.7
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В яму бух - раздавили сорок мух!

11.
Ребенка качают на коленях и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!

Приговаривают, когда нянчась с маленьким ребенком, подбрасывают его на коленях, и при последних словах опускают между ног.

12."Мальчик-пальчик"

12.1
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
- Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

12.2
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем
Песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

13.
Поочередно загибая пальчики ребенка приговаривают:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот - наш малыш,
Наш малыш -... (называют имя).

14.
Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.