Каргопольские тетерки. Тетерки – обрядовое печенье. Требования к тушке

Живет на каргопольской земле красивый древний обычай. Весной, в пору солнечного равноденствия - когда день меряется с ночью, пекут в здешних деревнях «тетерки» . Пожилые женщины рассказывают, что прежде в «тетерочный день» все, кто был с невестиной стороны на свадьбе, обязательно несли молодым гостинцы - тетерки своей стряпни. А больше всего приносила их мать молодухи, чтобы не подумали, что она скупая, да чтоб каждый из домочадцев съел в этот день хоть одну.

Тетерочное дело кропотливое, самой хозяйке едва ли за неделю управиться. Потому помогала ей вся родня: и бабушки, и сама молодая (которую отпускали на эти дни в отчий дом) и даже ребятишки повзрослее - за столом во время работы не было лишнего места. Так, вместе наскут (то есть навьют, накатают) сто - двести тетерок, разложат их разными узорами. Причем часть приготовят из лучшей муки-крупчатки, добавив в нее и конопляного семени (для зятя), часть из ржаной муки спекут, а остальные - из ячменной.

Рецепт теста в каждой семье свой, но в основе своей тетерки пекутся из песочного теста, замешиваемого на основе масла с добавлением сахара и различных вкусовых приправ. В тесто также для повышения пластичных свойств и улучшения качества вкуса готовых тетерок добавляют яйца или сметану.

Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод - там лежали тетерки до следующего утра. Подмерзших, их смело можно было садить в печь - узор уже не нарушишь. А иной раз, для быстроты, раскладывали на деревянной лопате и - сразу же - в печку, где они быстро подсыхали и румянились. Хорошо пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут «поглядеть узоры» и соседи.

Накануне самого тетерочного дня мать молодухи (а коли не было в живых, то хозяйка дома - «большуха») укладывала в корзины приготовленные молодым гостинцы. Были среди них и белые пшеничные караваи, и ячменные на ржаной лепешке хлеба-«двинянки», и рыбники с запеченной в тесте рыбой, и «калитки» - своего рода ватрушки, начиненные пшенной и ячменной крупой, и завернутые из блинов «блинчатые» пироги с толокном, и тонкие, в виде полукруга, начиненные всевозможной ягодой «гостиничные». Всех лакомств набиралось две корзины.

В третью же, осторожно, чтобы не сломать, укладывали тетерки. Незамысловатых «вьюх», завитых одинарной или двойной спиралью, не брали, чтобы не ударить перед людьми в грязь лицом. Клали самые узорные-столько, сколько поместится, но чтоб набралось не менее сорока.

Первые две корзины хозяйка насаживала на концы кола, а третью несла в руках. Шла одна, без помощников: все должны были видеть, что гостинцев у несколько могла донести! Если ж дом зятя был далеко, угощенья везли на лошади. Добравшись до места, теща спрашивала хозяйку, куда выкладывать принесенные дары. А выкладывая, извинялась: «Не судите, сватуки и сватьюшки, чем богаты, тем рады!»
- Ну полно-те, сватьюшка,- отвечали хозяева,- чего еще, спаси Господи!

В иных деревнях гостинцы принимали не глядя, в других же сразу выкладывали на стол, рассматривая на свет узоры тетерок. Разглядывали гости, приходили поглядеть соседи, рассуждая потом меж собой, «хорошо ли молодухина родова зятя подарками чувствует». Угощать присутствующих гостинцами должна была сама молодуха. Она подносила всем по тетерочке, и потом уже за столом оставались одни женщины: «тетерочный день» почитался «бабьим праздником»...

И поныне в ряде сел Каргопольского района Архангельской области, особенно же в Ошевенской слободе и ее окрестностях, матери в день весеннего солнечного равноденствия ходят с тетерками к своим зятьям, дочерям и внукам . Стряпают сегодня тетерки и ребятишкам для забавы. Станет бабушка готовить обед, замесит на молоке да сахаре горсти две муки и испечет внучатам по вкусной тетерочке. С ними они по деревенской улице и бегают.

Приступая к необычному художеству, тесто раскатывают на посыпанном мукой столе в длинный, тонкий жгут. И укладывают его различными узорами. Как завить тетерку, знают здесь и старые и малые, но есть среди стряпух и подлинные мастерицы своего дела. Среди них живущие в одном доме подруги Александра Александровна Савинова и Марфа Алексеевна Соколова. Накануне тетерочного дня позовут они к себе и Анну Александровну Рудакову, чтобы помогла с тестом да узоры вместе припоминала.


А.А.Савинова и М.А.Соколова за изготовлением тетерок.
Фото 1977 года

Я, бывало, тетерок всяких навыделываю,- рассказывает Александра Александровна.- Пекла и сетчаты-решетчаты, и из колечушка в колечушко, а то одними восьмерушками тетерку уложу. Либо солнышко-высоколнышко совью, да навью ему кудрей. Солнышко, оно ведь тоже с кудерочками - вот и моя тетерка кудревата будет! А еще колечками-бегуночками уложу-такие и мама, и бабушка делали...

Смотреть и слушать, как работают и что рассказывают народные мастера, всегда поучительно. Именно тут и раскрывается их отношение к делу рук своих, познается смысл созданных ими произведений.

Марфа Алексеевна и Анна Александровна раскатывают тесто, а Александра Александровна укладывает его узорами на дощечках.
- Экую новую тетерочку завью! Наперво большое колечко уложу, потом буду водить солнышко. От солнышка на четыре стороны лучи-косыночки, околы трижды обведу и готово/
- Марфушка, наладь березку,- предлагает Савиновна.
- Нет, это уж ты узорница, ты и делай, а мы подсобим.

Александра Александровна укладывает новую тетерку:
- Прежде стебелинку у березки сделаю, от нее расселинки во все стороны пущу, а на них колечушки, вроде листиков. Так вот и наша Анна Рудакова, что эта березка: экому роду дала начало. Гли-ко, сколько детей и внуков стало, сколько расселинок рудаковщины распустилось...

Уложенные так тетерки выносят в кладовую - там они пролежат до утра. Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметет она душистым веником из еловых веток «под» печи, «приопустит» немного жар, чтобы не горели тетерки, а лишь подсыхали да румянились, и начнет перекладывать их с дощечек на лопату. А с нее - прямо в печь, и через нескольк минут тетерки готовы.


Орнамент каргопольских тетерок и по сей день хранит архаичную солярную символику. Все они представляют собой круг размером со столовую тарелку. Круг этот состоит из трех обводов - «околов», завитых «по солнышку». «Околыш» - словно рама вокруг основного узора, который составляют стилизованные растительные, а чаще геометрические и зооморфные мотивы: «березка», «коник», «курушка»... Геометрические фигуры непосредственно связаны с космологической символикой, это основа всех без исключения тетерок.

Центральная часть, которая и дает название узору, может состоять из кружков-«колечушек», «восьмерушек», большого креста, «солнышка» и обегающих вокруг «коников», «полукоников» либо навитых «кудерочков». Заполнять середину могут и три завитые в разные стороны спирали, и четыре односторонние «вьюхи»...

В образах каргопольских тетерок видны древние народные верования славян. Замечательно, что отдельные мотивы этого весеннего обрядового печенья, а то и просто похожие узоры встречаются в печеном узорочье не только многих областей России, но и других славянских народов. Нередки они в орнаменте вышивки и ткачества, резьбе и росписи по дереву, керамике и ювелирном искусстве.

Русские и - шире - славянские песни и загадки повествуют о златокудром солнце, изображения которого можно было встретить не только на крестьянских тканях, но даже в книжной миниатюре и орнаментике икон. Вот в тетерках оно и изображается «с кудерочками». А что такое крест, как не знак вешнего, ярко светящего солнца? Косой же крест - символ солнца, быстро бегущего по небу, образ небесного огня.

Прямой равноконечный крест с загнутыми (в нашем случае-завитыми) концами в целом ряде областей России, а прежде - во всем индоевропейском мире, связан был с представлениями о вечной жизни. Мотив этот любили изображать в виде четырех (чаще всего) лошадиных голов, как бы идущих по кругу. Ведь именно в движении солнца - смене дня и ночи, зимы и лета - и заключен, по народному представлению, смысл земного бытия.

Тетерки с «кониками» и «полукониками» представляют собой развитие этого древнего мотива. Перед нами стилизованные изображения быстроногих коней, которые издревле в фольклоре символизировали вечное движение солнца.


Но почему весеннее обрядовое печенье названо именно тетеркой?
На Руси прилет вешних птиц всегда знаменовал скорое наступление долгих теплых дней. А для землепашца это прежде всего-пора плодородия матери сырой земли. В народной памяти искони жила легенда о самой доброй из птиц - сказочной Паве. Стоило прилететь ей из теплых стран и расправить свои перья-лучи, как оживало после долгого зимнего сна всякое «зелье», что произрастает на земле. Мифологические загадки прямо называют Паву солнцем.

Почти каждая каргополка вышивала такую чудо-птицу на своей одежде и на вещах домашнего обихода, образ ее был знаком всем с детства. А вот излюбленная игрушка каргопольских гончаров - «баба с тетерками». Перед нами женщина в широкополой, словно солнце, шляпе, которая держит в поднятых вверх руках двух птиц. Образ этот уходит корнями в седую праславянскую древность. Фигура «бабы с тетерками» была олицетворением весны.

В Каргополе, как и в ряде других северных областей, сохранилось древнее предание о посвященной солнцу птице - глухаре. Местные жители называли его глухим тетеревом, либо просто-тетеркой.

Встречаясь каждый раз в каргопольских деревнях с обычаем печь ко дню весеннего солнечного равноденствия тетерки, дивишься живой памяти народной, что донесла до нас древний как мир образ солнца, дарующего жизнь всему живому и благополучие человеку.

Недавно услышала про диковинное печенье тетёра (тетёрка). Делали его раньше в Каргополе. Думаю, что его можно испечь на Пасху.

Обрядовое значение тетёр

Тетёры – это причудливые печенюшки из ржаной муки. В старину тетёру делали один раз в год – в дни весеннего равноденствия. Из теста скатывали веревочки и свивали из них разнообразные узоры: в виде волн, спиралей, петелек, решеток, изображений природы, реже делали фигурки птиц и животных.

Есть традиционные узоры, о которых написано в книгах, и им даже даны названия. Наши предки с помощью этого печенья «закликали» приход весны и плодородный год. Тетёрок пекли много, так как сохранялись они очень долго. Чтобы выкатать в жгуты столько теста и сложить из него фигурки, хозяйки призывали на помощь всю свою семью и знакомых.

Тетёры любили грызть дети и молодёжь во время посиделок. Дети бегали с тетерками по гостям и сравнивали: у кого красивее и вкуснее.

Позднее тетёрки стали использовать для свадебных обрядов. Их пекли в большом количестве на сороковой день после свадьбы. В норме – это сто тетерок. С ними теща и другие родственники невесты шли в гости к зятю. И каждый год – день свадьбы праздновался с тещиными тетерками.

По истечении времени смысл обрядов утрачен, тетёры забыты, а если и пекут их, то просто для угощения.

Как делают тетёрки

Тетерки в старину делали только из ржаной или житной муки, замешивали тесто на воде, добавляли соль и скали тесто.(У нас на севере раньше вместо катать, говорили скать). Иногда добавляли в тесто льняные семечки.

Кружева из теста выносили сначала на холод, чтобы немного подмерзли, а утром садили в печь, не боясь, что нарушится узор. Пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол.


Моя тетёрка

Чтобы тетёры были белее, в житное тесто добавляли растолченную вареную картошку. Позднее стали печь тетерки из белой муки. В наше время их делают из пшеничной муки высшего сорта, добавляют в нее сметану или простоквашу, яйцо, сгущенку по желанию и соль. Кому нравятся сладкие печенья, добавляют сахар. Но следует учитывать, что сдобное тесто при выпечке может развалиться. Да и хранить такие тетерки долго не получится.

Когда делаете тетеры учтите, что жгутики надо укладывать плотно, даже прижимать их друг к другу, чтобы печенье получилось прочнее и элементы жгута не выпадали из него. Можно импровизировать и составить свой узор. Пекут тетерки в прогретой духовке в течение десяти – пятнадцати минут.

Татьяна Кирюшатова

Тетерки – это обрядовое печенье , которое, по традиции, выпекают в день весеннего равноденствия из ржаной муки. Тетерки -это символ солнца и долгожданного тепла. Тетерками угощали гостей, а также ходили в гости к молодоженам. Семья невесты несла тетерок семье жениха в специальной корзине. В некоторых регионах эта традиция жива до сих пор. Дети, которых угощали тетерками, всегда смотрели сквозь них на весеннее солнышко, радовались теплу и свету.

Особую популярность обрели на Руси Каргопольские тетерки.

Каргопольские тетёрки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений , бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия : «жаворонки» , «воробышки» , «снегирьки» , «кулики» , «сороки» , «петушки» .

Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну :

Весна-красна,

приди ясна!

Нам зима надоела,

весь наш хлеб поела.

Вот и я, решила приготовить это старинное обрядовое печенье .

Из муки, воды, соли и сахара (все на глаз) замесила крутое тесто!

Начала катать жгутики и скручивать тетёрки .


Процесс, скажу вам, увлекательный.


Отправляю тетерки в духовку.


Вот, полюбуйтесь на то, что у меня получилось.

Возьму тетерки в детский сад, покажу своим ребятам, вместе с ними попробуем слепить тетерки из пластилина или соленого теста.

Публикации по теме:

Для того, чтобы поздравить наших мам мы решили приготовить печенье своими руками. Купили продукты и стали замешивать тесто. Нам понадобились.

Мамочки родные! Примите поздравление. От ваших карапузиков Такое вот творение. Надеемся, получим мы Ваше одобрение За вкусное и сладкое.

Конспект НОД «Испечем печенье домовенку Кузе» Образовательные цели: -познакомить детей с новыми видами теста: сдобным, песочным; -формировать умение детей раскатывать тесто с помощью.

Кулинарный мастер-класс «Песочное печенье». Воспитатель: Ситникова Наталья Сергеевна. Дети старшей разновозрастной группы 4-7 лет. Мы решили.

Мастер-класс для педагогов «Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте» Мастер - класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте" МБ ДОУ Детский сад №18 Рязанская область город Касимов.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу рассказать вам, как мы с ребятами заботимся о зимующих птицах. Ещё осенью мы провели.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Тетерки - это обрядовое печенье, которое выпекают в день весеннего равноденствия из пресной (часто ржаной) муки. Тесто завивают в тонкие скалочки, из которых выкладывают круг с узором внутри. Это символ солнца и пришедшего тепла. Тетерками угощают гостей, а также ходят в гости к молодоженам. Семья невесты несет тетерок семье жениха в специальной корзине. В некоторых регионах эта традиция жива до сих пор. Дети, которых угощают тетерками, всегда смотрят сквозь них на весеннее солнце, радуясь теплу и свету.


На праздник солнечного равноденствия, когда день меряется с ночью, а внешнее солнце начинает светить ярче, хозяйки стряпали из теста "жаворонков" и "тетерков"... В эту пору пекут здесь хозяйки особое печенье "тетерки" в виде круга, состоящего из трех "околов"-обводов, завитых "по солнышку". В его середине часто выкладывают крест - "солнышко-высоколнышко", в окружении "кудерочков". По словам стряпух, "и у настоящего солнца тоже есть кудерочки". Такое лучистое солнце встречается в орнаменте прялок, и на местных тканях=
Г.П. Дурасов "Каргопольская глиняная игрушка" (1986)

Каргопольские тетёрки можно сравнить в другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших «птичьи» названия: «жаворонки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки».
Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну, чаще это приурочено к Масленице (у православных ведь Сороки как раз 22го марта, а не 9го).

Тетёрками в этот день ритуально чествуют молодожёнов:
в первый, на году после свадьбы, день «сорока святых» мать и родственники невесты идут к зятю с тетерками. Несли тетерки в особой корзине, которую держали для этого случая. В Ошевенске этот обычай поддерживается до сих пор.

Как стряпать тетёры?

Тетёрок готовят из теста, скатанного в жгуты, как говорят в Каргополье, «сканого» (скать, сукать - сучить, крутить, свивать), и выкладывают - «завивают» - в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.
В наши дни северяне пекут тетёрки, как правило, из белой муки, сдобные. Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки или ячменной: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут". Такое тесто скётся легко и тонко.
В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. В ржаные вьюхи также можно добавить растолчённую варёную картошку (для осветления?).
Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь - узор уже не нарушишь.
Хорошо пропечённые тетёрки смазывают льняным маслом и выкладывают на стол. Тут ребятня на них любуется, придут "поглядеть узоры" и соседи.

Видов тетерок множество: «Узорчатки», «В колечушки», «Узорики», «Цветик», «Кренделёчки», «Лебедь», «Часики», «Кудерочки», «Ветвь», «Вьюхи», «Восьмёры», «Лесенка», «Шестерёнка», «Коники», «Карета»...

Что с ними делать?
Угощать детей, одаривать близких, давать домашней скотине, подносить пробуждающимся стихиям, поднимать повыше к Солнышку, смотря напросвет. Тетёры несут приход Весны и плодородие в новом году.
Ржаные тетерки можно хранить целый год.

По материалам издания "Каргопольские тетерки". Каргополь, 2002. Автор-составитель Шевелева Е.

Московские тетёры
(практический опыт отдельно взятой родноверческой семьи)

Поскольку в закромах ржаную муку обнаружить не удалось, мы приняли отчаянное решение готовить пресное тесто из пшеничной муки. В итоге рецепт сложился такой:
3 стакана пшеничной муки,
3/4 стакана холодной воды,
2 столовые ложки сахара,
1/2 чайной ложки соли,
2 яйца.
...Процесс свивания-скручивания тетёрок оказался неожиданно долгим и занял часа четыре. Выяснилось, что свивать тесто удобнее на самой щербатой разделочной доске: поверхность требуется не идеально гладкая.
Работа для нас возымела душеподъемный эффект, и мы с удовольствием спели все нам знакомые веснозаклинательные песни.
...Но сколь жгуту не виться, наступит долгожданный момент выкладывания на противень желаемого узора. Нам понравилось делать это, начиная от центра тетёры. Уделите особое внимание! Витки жгута следует укладывать плотно и даже нарочно прижимать друг к другу, иначе из готового печенья отдельные элементы будут просто выпадать.

Практика показала, что из предложенных в рецепте 3-х стаканов муки получается штук 25 тетёрок диаметром 7-10 сантиметров. Сведущие люди говорят, что можно делать каждое печенье размером во весь противень. Мы пока не пробовали, ну а вам советуем.
Дальше всё было очень быстро и совсем просто: выпекались тетёрки в духовке, при температуре 200º, минут за 10-12.
А через 10 часов Солнце перешло из южного полушария в северное, и наступила Весна. Мы встречали её тетёрками, чего и вам всегда делать желаем.
Людям - на здраву,
Богам - на славу!
Гой!

Тетёрки, тетёры, вьюхи или кокурки – это обрядовое печенье, которое готовили в день весеннего равноденствия в Архангельске, Каргополе, Мезене и других городах северной части России. Тетёрки хоть и носят птичье название, как жаворонки, но выглядят совсем иначе – это ажурное печенье, свитое из тонких жгутов теста в интересные узоры. Основной мотив узоров в тетёрках – это солнце: круги, спирали, лучи, свастики. Кроме солярных символов бывают узоры в виде лесенок в небо, волн, цветов, птиц, решеток и абстрактных линий. Тетёрки имеют форму круга и непременную обводку по контуру. Узоры и обводки в тетёрках делаются строго по ходу солнца, то есть по часовой стрелке.

Традиционно печенье тетёрки готовят из плотного ржаного теста. Они долго хранятся и не портятся. Можно одаривать ими всех друзей и знакомых, а можно съесть за чаепитием 22 марта – в день весеннего равноденствия. Это печенье постное, Великий пост не нарушит.

Готовить тетёрки очень просто и интересно. Замесите тесто, скатайте из него жгуты, выложите узоры на противень и запеките. Если хочется сотворить сложный тонкий узор, а на противне это делать неудобно, выкладывайте тетёрки на деревянной доске и выставляйте её на мороз. Замороженные печеньки можно будет переложить на противень, не нарушив формы.

Ингредиенты для тетёрок

  • 2 стакана ржаной муки (или ржаная мука пополам с пшеничной),
  • 1 ст.л. мёда,
  • 2 ст.л. растительного масла,
  • около 1 стакана тёплой воды,
  • 1 щепотка соли

Рецепт тетёрок

Муку просейте, в центре сделайте ямку и влейте туда мёд и масло, добавьте соль.

Понемногу вливайте воду и замешивайте тесто руками или при помощи вилки.

Когда тесто перестанет липнуть и соберется в плотный ком, выложите его на рабочую поверхность, отрывайте небольшие кусочки и раскатывайте их в жгуты. Из жгутов формируйте узоры прямо на застеленном бумагой противне.

Смажьте тетёрки растительным маслом и выпекайте 15-20 минут при температуре 180°С. Переверните на другую сторону и выпекайте еще 5 минут.

Охладите тетёрки на противне, переложите на доску.




Выпекание тетёрок, как и жаворонков – красивый русский обычай, означающий пробуждение солнца и окончательный приход весны.