Чем питались древние. Простая история еды или что ели древние

Русская кухня характеризуется следующими чертами: чрезвычайным постоянством состава блюд и их вкусовой гаммы, строгими канонами приготовления. Истоки русской кулинарии начинаются с создания зерновых каш, в первую очередь овсяной, ржаной и национального русского квасного (то есть кислого) хлеба из ржаной муки.

Уже в середине IX века появился тот чёрный, ржаной, ноздреватый и духовитый хлеб на квасной закваске, без которого вообще немыслимо русское меню.

Вслед за ним были созданы и другие виды национальных хлебенных и мучных изделий: дежни, караваи, сочни, блины, пироги, оладьи, баранки, сайки, пышки. Последние три категории почти на столетие позже, после появления пшеничной муки

Приверженность к квасному, кислому отразилась и в создании собственно квасов, ассортимент которых достигал двух-трёх десятков видов, сильно отличавшихся друг от друга вкусом, а также в изобретении исконных русских киселей овсяного, ржаного, пшеничного, появившихся почти на 900 лет ранее современных ягодно крахмальных киселей.

В самом начале древнерусского периода сложилиcь и все основные напитки, помимо квасов: всевозможные перевары (сбитни), представлявшие собой комбинацию отваров различных лесных трав с мёдом и пряностями, а также меды и медки, то есть натуральный мёд, сброженный с ягодным соком или просто разведенный соками и водой до различной консистенции.

Каши хотя и были по принципам своего изготовления пресными, но иногда подкислялись кислым молоком. Они также отличались разнообразием, подразделяясь по видам зерна (полба, рожь, овёс, ячмень, гречиха, просо, пшеница), по видам дробления зерна или его обкатки (например, ячмень давал три крупы: ячневую, голландку, перловку; гречиха четыре: ядрицу, велигорку, смоленскую, продел; пшеница тоже три: целик, коркот, манную и т. д.), и, наконец, по виду консистенции, ибо каши делились на рассыпчатые, размазни и кашицы (совсем жиденькие)

Всё это давало возможность варьировать из 6-7 видов зерна и трёх видов бобовых (горох, бобы, чечевица) несколько десятков различных каш. Кроме того, из муки этих культур делали разнообразные мучные изделия. Вся эта хлебенная, преимущественно мучная пища разнообразилась в основном рыбой, грибами, лесными ягодами, овощами и реже молоком и мясом.

Уже в раннее средневековье возникло чёткое, а точнее, резкое разделение русского стола на постный (растительно рыбно грибной) и скоромный (молочно мясо яичный). При этом постный стол включал в себя далеко не все растительные продукты.

Так, из него были исключены свекла, морковь и сахар, также причислявшиеся к скоромной пище. Проведение резкой грани между скоромным и постным столом, отгораживание друг от друга непроходимой стеной продуктов различного происхождения и строгое недопущение их смешения, естественно, привело к созданию оригинальных блюд, например, различных видов ухи, блинов, кундюмов (грибных пельменей).

Тот факт, что большинство дней в году от 192 до 216 в разные годы были постными, вызывало вполне естественное стремление к разнообразию постного стола. Отсюда обилие в русской национальной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья от зерна (каш) до лесных ягод и трав (сныти, крапивы, щавеля, лебеды, дудника и др.).

На первых порах попытки разнообразить постный стол выражались в том, что каждый вид овощей, грибов или рыбы готовились отдельно. Так, капуста, репа, редька, горох, огурцы (овощи, известные с X века) приготавливались и елись сырыми, солёными (квашеными), пареными, варёными или печёными отдельно одно от другого.

Салаты и особенно винегреты не были в ту пору свойственны русской кухне и появились в России лишь в середине XIX века. Но и они первоначально делались преимущественно с одним овощем, отчего и носили названия салат огуречный, салат свекольный, салат картофельный и т. п.

Ещё большей дифференциации подвергались грибные блюда. Каждый вид грибов грузди, рыжики, опята, белые, сморчки и печерицы (шампиньоны) и т. д. не только солился, но и варился совершенно отдельно. Точно так же обстояло дело и с рыбой, употребляемой в отварном, вяленом, солёном, запеченном и реже в жареном виде.

Сиговина, тайменина, щучина, палтусина, сомовина, лососина, осетрина, севрюжина, белужина и другие считались каждая в отдельности особым, иным блюдом, а не просто рыбой. Поэтому и уха могла быть окуневой, ершовой, налимьей или стерляжьей.

Вкусовое разнообразие таких однородных блюд достигалось двояким способом: с одной стороны, различием в тепловой и холодной обработке, а также за счёт применения различных масел, преимущественно растительных конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового) и значительно позднее подсолнечного, а с другой употреблением пряностей.

Из последних чаще употреблялись лук и чеснок, причём в весьма больших количествах, а также петрушка, горчица, анис, кориандр, лавровый лист, чёрный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с XI века. Позднее, в XI начале XII века их дополнили имбирём, кардамоном, корицей, аиром (ирным корнем) и шафраном.

В древний период русской кухни появляются и жидкие горячие блюда, получившие общее название хлёбоваk. Особенное распространение приобретают такие виды хлёбова, как щи, похлёбки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заверихи, болтушки, соломаты и другие разновидности мучных супов, которые отличались друг от друга лишь консистенцией и состояли из трёх элементов воды, муки и жира, к которым порой (но не всегда) прибавлялся, лук, чеснок или петрушка.

Выделывали также сметану и творог (по тогдашней терминологии сыр). Производство же сливок и масла оставалось до XIV века неизвестным, а в XIV-XV веках эти продукты готовились редко и были на первых порах плохого качества. Масло из-за несовершенных способов сбивания, очистки и хранения быстро горкло.

Национальный сладкий стол состоял из ягодно- мучных и ягодно- медовых или медово-мучных изделий. Это пряники и разные виды непеченого, сырого, но сложенного особым образом теста (калужское тесто, солодуха, кулаги), в котором тонкий вкусовой эффект достигался длительной, терпеливой и трудоёмкой обработкой.

Чем питались наши предки? Какие блюда считаются самыми древними? Благодаря ученым, исследователям и археологам мы можем узнать детали и разобраться в этом. А благодаря современным поварам и экспериментаторам - посмотреть как выглядела эта пища. Кстати, некоторые из этих блюд дошли до наших дней, практически не изменившись.

Мед

Справедливости ради, надо отметить, что первое блюдо, понимаемое как природная еда, приготовленная особым образом, появилось отнюдь не на человеческой кухне. Отдадим пальму первенства пчёлам и их бессмертному рецепту.

Ещё до возникновения величественных и гордых Цивилизаций Египта и Междуречья первобытный человек, вполне научившись играть с огнём, мог наслаждаться отменными кушаньями, за которые в наше время в любом ресторане попросили бы чек с приличной суммой. Но начнём с самого простого и самого древнего.

Мясо кабана на палочке (кебаб)


Во времена,когда посуда ещё отсутствовала, а вкусно поесть всё-же хотелось, для жарки использовались горячие камни, либо мясо просто подносили к огню на палках. Перед тем, как превратиться из грозного лесного зверя в домашнюю свинью, кабан успел послужить основным объектом для охоты со стороны вечно голодного кроманьонца. Разумеется, гурманы каменного века не забывали проредить мясные ряды на палочках несколькими морскими гребешками или вешенками (европейцы называют их Устричными грибами ). Когда мясо было готово, его чуть-чуть поливали мёдом.


Это блюдо известно по крайней мере с эпохи неолита- для его приготовления уже требовалась какая-нибудь глиняная посуда. К крапиве (которая, к примеру, является рекордсменом по содержанию витамина C в пределах северной и центральной Европы) добавлялась пшеничная мука, а также: листья щавеля , одуванчика и зелёного лука. Современному человеку конечно сразу же хочется добавить во всё это шпинат , удалив при этом крапиву, но шпинат в Европе оказался значительно позже – поэтому только крапива, друзья, только крапива.


На самом деле, чтобы получилось воистину по-древнему и первобытно на всю катушку, учёные-историки кулинарии настоятельно рекомендуют использовать в качестве сосуда не тесто, а желудок овцы или слепую кишку быка. Основной заправкой здесь выступают мясо , жир, лёгкие, а также сердце ягнёнка. Весь процесс приготовления занимает около семи часов, не считая замачивания желудка, которому стоит уделить всю ночь.

Рагу ни на грамм не изменилось за тысячи лет. Те же ингредиенты: мясо бизона, картофель, грибы, лук, приправы, клюква и много чего ещё. Тот же принцип: сначала добавлять то, что долго варится, потом то, что быстро.

Сладкий хлеб из лесных орехов (лещины)

Пшеничная мука, орехи и мёд- смешанные в определённой пропорции, которую нам, простым смертным ни за что не узнать, должны быть вылеплены в форме короны и поставлены на открытом воздухе минут на сорок. После чего в ход шли горячие камни – техника, пережившая тысячелетия. Ровно таким-же, каменным, способом готовился знаменитый древнеегипетский хлеб. С той лишь разницей, что египтяне обязательно использовали горшки с характерной крышкой для придания хлебу священной формы и сакрального смысла. Доказано, что в Египте не использовали дрожжей – вся работа по закваске возлагалась на микроорганизмы, свободно летающие в воздухе.

Белый хлеб в Египте предлагался Богам в качестве жертвоприношения, которое могло серьёзно облегчить посмертную жизнь кающемуся грешнику. В связи с чем некоторые окаменелые экземпляры сохранились и до наших дней.

Древние египтяне относились к еде сдержанно, это видно по подтянутым фигурам на расписных стенах. Мясо (тушёное, жареное) ели в основном представители знати, а простые люди употребляли хлеб, овощи и рыбу. Рыба считалась продуктом нечистым, и жрецы, военачальник, фараоны ей открыто брезговали. Народ же просто сушил рыбу на солнце, обтирая её солью.

Мерсу или рангинак

Самым древним рецептом доставшимся нам от Ассирии с Вавилоном принято считать Мерсу (mersu ), то, что сегодня в Иране называют Рангинак: пирог из фиников и орехов. Также в общую массу добавлялись инжир, яблоки, сыр и вино.

Гарум

Одним из самых популярных блюд Древнего Рима можно считать Гарум (garum ). Это не столько блюдо, сколько рыбный соус-приправа. Заправив им пюре или плов, вы автоматически попадаете под протекторат Цезаря!

Каша из проса с молоком (Xiao Mi Zhou)

Если обратить взгляд на древние цивилизации Средиземноморья, в сторону восточной Азии, то самое распространенное блюдо – привычная для всех каша. Ещё в 5-ом тысячелетии до нашей эры на территории северного Китая люди варили просо, постепенно подливая в него молоко и сливки. Южные же китайские племена делали всё то же самое, но на основе риса . А в период монгольского (маньчжурского) владычества мода на просяную кашу пришла и в южные области Поднебесной, о чём рассказал Марко Поло в своих трудах.

Череп неандертальца со сточенными зубами

Рацион людей каменного века состоял преимущественно из растительной пищи. По найденным черепам древних людей специалисты-антропологи могут сказать об их пище. Например, этому черепу неандертальца более 60 тысяч лет. Его зубы не гнилые, ведь в то время сладкая пища была очень редка. Но вот от постоянного жевания твёрдой растительной пищи зубы стачивались. Это говорит о том, что в рационе преобладали твёрдые семена и орехи, а перемолотые в муку зёрна, возможно, содержали большое количество песка, который также стачивал зубы.

Собирательство

Съедобные растения

Уже готовую пищу можно было буквально найти под ногами, нужно только было понять, что из найденного было съедобным, а что — нет. Древние собиратели постепенно обнаружили множество съедобных растений и узнали, где они чаще всего встречаются. Собирательством занимались, как правило, женщины и дети. Летом и осенью можно было найти семена, ягоды, орехи, съедобные коренья. В ветвях деревьев и в траве собиратели искали птичьи гнезда и лакомились яйцами. В низинах и болотах находились улитки, гусеницы.

Дикий мед

На сладкое были соты диких пчёл. Чтобы добыть их, возможно, древние люди использовали огонь, а точнее, дым от огня, как это делают до сих пор. На этой фотографии — человек из народности мбути, проживающей на территории Конго, выкуривает дымом пчёл из их гнезда.

У каждого рода или племени была собственная территория, на которой они кормились. В тех местах обитания людей, где была смена времён года (в тропиках и у экватора чёткой выраженной смены сезонов не было), возможно, собиратели перемещались на новые места вслед за появлением съедобной пищи. Весной они собирали побеги одуванчиков и листья крапивы на лесных полянах, к середине лета - плоды фруктов и ягоды, а осенью находили съедобные грибы.

Личинки насекомых

Личинки некоторых насекомых, а также кузнечики, жуки, термиты употреблялись в пищу и были ценным источником белка. До сих пор насекомые входят в рацион аборигенов Австралии.

Птичья яйца

В меню людей каменного века входили яйца самых разных птиц — от маленьких перепелиных до гигантских яиц страусов. Яйца были одним из самых ценных продуктов, которые употребляли собиратели. Скорлупа от яиц шла на украшения.

Рыбалка

После последнего ледникового периода, около 12 тысяч лет назад, климат стал более тёплым и удобным для жизни. Благодаря талым ледниковым водам, которые заполнили низины, котловины и долины, возникли озёра и широко разлились реки. Рыба, моллюски, ракообразные стали новой пищей древних людей. На побережьях начали возникать поселения людей, которые промышляли рыбной ловлей, ловили рыбу с примитивных лодок и с берегов, собирали на отмелях крабов и мидий, черепах, охотились на водоплавающих птиц. Использовали и сплетённые из гибких веток ивы садки-ловушки, в которые попадала плывущая рыба.

Побережье было источником пищи для человека круглый год. Вдоль песчаных берегов и на скалах, затопляемых водой во время приливов, можно было найти вкусных мидий — моллюсков, обитающих внутри сомкнутых створок раковин. На отмелях обитали морские гребешки, улитки, среди камней ползали крабы, в пищу шли и листья водорослей.

При археологических раскопках в прибрежных районах на стоянках древних людей нередко находят скопления остатков раковин съедобных моллюсков, рыбьи кости и скелеты — так называемые «кухонные кучи». Эта «доисторическая помойка» может много рассказать об образе жизни, пристрастиях в пище древних людей. Иногда в этих же кучах находят сломанные орудия труда, черепки разбитой посуды.

Охота на животных

Как и чем охотились

Во время ледникового периода у края ледника простирались тундры и холодные степи. По ним перемещались в поисках корма стада бизонов, лошадей, северных оленей, шерстистых мамонтов. Древние охотники использовали копья, каменные топоры, а иногда строили ловушки для животных, например, ямы, или загоняли стада в западню. После ледникового периода стало теплее, и с распространением лесов охотники начали изготавливать стрелы и луки, что позволяло убивать животных с какого-то расстояния. Около 12 тысячелетия до н.э. древние охотники привлекали прирученных собак. Добычу использовали целиком: и мясо, и шкуры, и кости. Мясо использовали в пищу и заготавливали на «черный день». Из шкур животных шили одежду и изготавливали пологи и крыши для жилищ, похожих на вигвамы индейцев. Животный жир использовали для освещения в примитивных лампах, жилами сшивали одежду и скрепляли части орудий труда. Из рогов и костей делали орудия труда, гарпуны, оружие.

Охотники на мамонтов

Чтобы охотиться на гигантского мамонта, требовались совместные усилия нескольких охотников. Мамонты были огромны — они достигали 5 м в высоту и весили больше 10 т. Если охота была удачной, одна туша этого животного могла помочь прокормиться роду в течение нескольких месяцев. Некоторые учёные полагают, что во время потепления после ледникового периода именно охота доисторических людей привела практически к полному уничтожению и вымиранию мамонтов. По другой теории, мамонты исчезли из-за изменения климата и бескормицы, как и многие другие представители мегафауны.

Овцебыки

В отличие от мамонтов, овцебыкам (или мускусным быкам) удалось выжить после ледникового периода. В настоящее время это одни из самых крупных представителей фауны, обитающих в тундре. Овцебыков отличают косматая тёмная шерсть, свисающая с боков до земли, закруглённые острые рога, кряжистое тело. Бизоны Многочисленные пещеры нередко украшены изображениями бизонов почти в натуральную величину, как, например, в пещерах на юго-западе Франции, на севере Испании. Этим изображениям почти 18 тысяч лет! Как раз в то время, наверное, древние люди и охотились на бизонов, которые были многочисленны в Евразии. Сейчас из того разнообразия видов бизонов остались только американский бизон (он также практически был истреблён, но уже к концу XIX в.) и европейский зубр, обитающий исключительно в запо ведниках.

Древние славяне ели:

Древние славяне НЕ ели:

  • . Просто не было. Но в больших количествах употребляли мед;
  • чай и . Вместо них пили навары трав и медовые напитки различные;
  • соли много. Еда бы современному человеку показалась очень пресной, т.к. соль была дорогой и ее экономили;
  • помидоров и картошки;
  • супов и борщей не было. Супы на Руси появились в XVII веке.

Древние греки ели:

  • каши (в основном ячменная или пшеничная). Все заправлялось оливковым маслом.
  • мясо жареное на вертеле (в основном дичь и диких животных). Баранов резали «по праздникам».
  • рыба в огромном ассортименте + кальмары, устрицы, мидии. Все это жареное и вареное с овощами и оливковым маслом;
  • лепешки из муки грубого помола;
  • овощи: бобовые разные, лук, чеснок;
  • фрукты: яблоки, инжир, виноград (более 100 сортов) и орехи разнообразные;
  • молочные продукты: молоко (особенно овечье), сыр белый (типа нашего творога);
  • пили только воду и вино. Причем вино разводили водой как минимум 1 к 2-м;
  • травы и пряности различные;
  • соль морскую.

Древние греки НЕ ели:

  • сахар. Просто не было. Точно так же как и славяне в больших количествах употребляли мед;
  • чай и кофе. Только разбавленное вино и вода;
  • огурцы, помидоры и картошку;
  • гречневой каши;
  • супов.

Главной особенностью было то, что готовили в основном на огне и «среднего достатка» была не замысловата и не длительна в приготовлении. Все было просто. В качестве заправки был винный уксус без сложных соусов. На завтрак у славян ставили – молоко с хлебом и медом, у греков – лепешки с медом и разбавленным вином.

Очень интересно описана история появления таких традиционных (с нашей точки зрения) для украинской кухни блюд как борщ и сало, в статье «История и традиции украинской кухни» . Мы сами постепенно все усложняем и усложняем жизнь приготовлением еды. А сначала так не было…… У истории всегда есть чему поучится.

Теги: история еды, истории про еду, история простой еды, еда история возникновения, русская еда история, история развития еды, история еды в россии, история появления еды.

Российские кулинарные традиции могут похвастаться феерическим разнообразием. Несколько веков назад полноводные реки и богатые охотничьи угодья поставляли едокам массу запасов, которые в сочетании с овощами, злаками, молочными продуктами и дикоросами превращались в роскошные блюда. О том, что ели на Руси в древности, рассказывают летописи и заметки путешественников-иностранцев. Последних неизменно приводило в восторг (а иногда – и в священный ужас) количество горячих и холодных закусок на праздничных столах славян.

Кулинарное изобилие по-русски

Не случайно раньше в знатных домах столы делали такими огромными – в часы пиров их полностью уставляли всевозможными закусками, сладкими «заедками» и главными блюдами. Тут можно было увидеть десятки солений: огурцы и грибочки, моченую лесную ягоду, маринованные яблоки, квашеную капусту. Зато помидоры, столь привычные для нас сегодня, украшали редкую трапезу даже в недалеком XIX веке. Все потому, что эти «бешеные ягоды», завезенные на Русь во времена Петра Великого, народ считал ядовитыми.

Двадцать видов рыбы на одном столе! Современному человеку подобное меню покажется несколько однообразным, но нашим предкам такая кощунственная мысль и в голову бы прийти не могла. Осетрина, семга, язь и плотва, караси и щуки готовились по самым невероятным рецептам, поэтому их вкус всегда был уникальным. Рыбу жарили и пекли, отваривали в молоке и вымачивали в вине. Огромные туши фаршировали капустой, кашей, грибами, а небольшие порционные кусочки заливали пряным соусом из трав, ягодных соков и аниса.

Мясо славяне тоже любили, хотя доступно оно было не всем и не всегда. Свинина, конина, говядина на столе у крестьян или простых горожан появлялась по праздникам. Чуть лучше дело обстояло с домашней птицей, а чаще всего «мясоеды» могли порадовать себя дичиной – зайчатиной или, скажем, олениной. В праздники она также была в центре внимания. Крупные туши шпиговали салом и жарили на вертеле, мелкую добычу томили в горшках с разными корешками и овощами. По-настоящему царским блюдом считался лебедь, целиком запеченный с медом и чесноком.

Некоторые визитеры из чопорной Европы, угодившие на русский пир, после такой гульбы были вынуждены прибегать к услугам лекарей – и дело вовсе не в пресловутой жирности славянских разносолов, на которую они потом жаловались врачам, а в банальном обжорстве. Оторваться от роскошного праздничного стола гости не могли сутками, при этом в ожидании финала на холоде уже стояли жбаны с квасом – им заливали «желудочный пожар» особенно стойкие гурманы.

Однако не стоит думать, что на Руси чревоугодие было регулярным – большую часть года народу приходилось более или менее строго поститься, отказываясь от «скоромных» блюд. И тогда на первое место выходили каши и овощи, хотя не обходилось и без заправленных мукой супов, пирогов с грибами-ягодами, обычных пышных хлебов да калачей.

Пища на любой бюджет – от дворца до хижины

Понятно, что социальное и финансовое неравенство диктовало свои требования к меню. При дворе императрицы Екатерины даже будничный обед не включал менее пяти десятков блюд, а простые крестьяне довольствовались чем-то сытным, но исключительно незамысловатым. Особой любовью в народе пользовались корнеплоды. До появления картошки, которую на Руси оценили только три столетия назад, наиболее популярной была репа, ели ее буквально во всех видах, в том числе – превращая с помощью меда в приятный десерт.

На основе репы и других огородных даров готовили некий прообраз современной окрошки. Отварные овощи измельчали, обильно приправляли свежим луком и чесноком, а затем заливали кисловатым домашним квасом. Еще одним первым блюдом, популярным на Руси, была ботвинья. Ее гуща представляла собой накрошенную отварную рыбу разных сортов и мясо раков, а также – кубики льда, которые к столу подавались в отдельной плошке. В качестве «бульона» по-прежнему выступал ржаной квас, только в него еще добавлялась различная зелень, в первую очередь – щавель.

Большим подспорьем являлась капуста, в сезон – свежая, а с осени до весны – квашеная. Из нее готовили первое и второе, делали начинки для пирогов и кулебяк. Чаще всего капустные супы были хоть и густыми, но постными, их заправляли растительным маслом, а где-то с XIX века – еще и картошкой. Только не надо думать, что знатные люди игнорировали эту простую еду – щи были одним из самых популярных жидких блюд, и чаще всего их делали все-таки без мяса. В зимнее время такое варево даже замораживали впрок.

Вся Русь с удовольствием ела каши – они выступали не в роли гарнира, а в качестве самодостаточной трапезы. Энергетическая ценность злаковых была настолько очевидна, что их в приказном порядке включали в меню «государевых людей» – солдатиков и матросов. Армейцам кашу варили дважды в день, в обед она шла дополнением к похлебке или щам, а на ужин это блюдо подавали с салом и овощами. Наиболее доступны оказывались рожь и ячмень, именно они и становились основой рациона.

Знатные господа кашкой тоже не брезговали, хотя в богатых домах готовили ее «изысканно» – с мясом, орехами или сладостями. Впрочем, тут уж все зависело от вкуса – Петр I, к примеру, отдавал предпочтение хорошо разваренной «солдатской» перловке. Справедливости ради надо сказать, что императору ее подавали с мясом, грибами и тыквой. Гораздо большим гурманом был Александр III, которому шеф-повар готовил в основном гурьевскую кашу – манку со сливочными пенками, дроблеными орешками, свежими и сушеными фруктами, медом.

Без хлеба – нет обеда

Выпечка хлеба – дело не самое быстрое, особенно если наготовить предстоит на множество ртов. Хозяйки на Руси заводили квашню в огромных кадушках, чтобы караваев хватило на неделю. Расход получался приличный, ведь ломоть ноздреватой выпечки, приправленный растительным маслом и луком, был самым привычным завтраком для простых людей, а во время остальных дневных трапез считался необходимой частью меню.

Из хлеба в деревнях готовили «тюрю» – относительно жидкое блюдо, не требующее варки. Каравай измельчали, прямо в миску добавляли мелко нашинкованные овощи (чаще всего – редьку, лук, хрен, разнообразные травы и чеснок), а затем заливали квасом. Другой вариант этого простейшего кушанья – тюря с молоком, которой крестьянки кормили малышей.

Использовать пшеницу казалось расточительством, поэтому пышные буханки делали из ржаного теста – они получались темными и чуть кисловатыми, а в голодные годы еще и ощутимо горчили. Дело в том, что муку часто приходилось экономить, и к ней по необходимости добавляли всяческий «подножный корм»: молотые желуди, древесную кору, а по весне – лебеду или крапиву. Это сказывалось на вкусовых качествах, но позволяло насытить всю семью.

Хлебушек из белой пшеничной муки считался «господской едой», простолюдины тратили ее только на праздничную выпечку. Самыми популярными лакомствами были медовые фигурные пряники, покрытые сладкой патокой, – таким гостинцем удавалось порадовать не только ребенка, но и любимую девушку. Что касается пирогов, то их выпекали по самым разным рецептам в огромных количествах (постные и скоромные, сладкие и соленые, с простой или сборной начинкой), повсеместно продавали на базарах и городских улицах.

Блины на Руси пекли по любому значимому поводу, хотя белую пшеничную муку тратили лишь на Масленицу. В остальное время обычно использовалась гречиха – из нее получались рыхлые и пышные «кругляши», в которых наши предки находили сходство с солнечным диском. Без такого угощения не обходились ни крестины, ни поминки – блинчики для славян еще со времен язычества являлись обрядовым блюдом, потому и отношение к ним было почтительно-трепетным.

А что там текло по усам?

Вспоминая любимые напитки предков-славян, никак не обойти вниманием все тот же квас – им лечились от несварения, приправляли самые разные блюда, его подавали на стол вместо воды, а порой и вместо вина. Рецептов известно было великое множество, и некоторые оказывались очень даже хмельными.

Обычный черный чай, доступный сегодня каждой семье, появился на Руси лишь в XVII-XVIII веке. Он считался заморской диковинкой, а потому большинству простых граждан был не по карману. Наши предки от этого совершенно не страдали, заваривая особые травяные сборы. Между прочим, достаточно несложный в приготовлении и безумно популярный в народе кипрей (иван-чай) несколько столетий назад поставлялся Московией ко дворам европейских монархов и ценился наравне с пушниной и самоцветами.

На Руси праздничные застолья длились долго, поэтому слишком крепкие напитки не были в особой чести. К важным торжествам варили пиво, «ставили» (сбраживали с помощью хмеля) мед с ягодными соками. Впрочем, водочку все-таки употребляли, хотя называли ее вином. Предварительно такой алкоголь настаивался на травах (например, на зверобое или мяте), разбавлялся сладкой патокой.